ЧП привычного масштаба?

Крушение вертолета над Телецким озером: ответов больше, чем вопросов

 

Известие об этом происшествии всколыхнуло общественность Республики Алтай. Многочисленные комментаторы на местных популярных новостных сайтах упражняются в прениях и предполагают всевозможные версии случившегося. Есть и совсем мистические высказывания, которые можно лишь прочитать, но принимать близко к сердцу — просто нельзя.

 

Уже несколько дней с момента катастрофы идут поисковые работы, в которых задействованы довольно серьезные силы МЧС. Что же известно на данный момент?

 

Ищите женщину…

 

По словам очевидца крушения, сотрудника Алтайского биосферного заповедника Сергея Усик, живущего на кордоне Кокши, вечером 12 февраля на кордон прибыл вертолет Robinson R-66. Борт летел со стороны Хакасии (с источника «Горячий ключ»), в нем находились пять человек, он направлялся на базу «Самыш». Вертолет приземлился в связи с тем, что погода ухудшалась, и пилот хотел оценить обстановку. Некоторое время прибывшие находились на кордоне, пили чай, общались. Погода не улучшалась, однако одна из пассажирок настояла на продолжении полета. Как рассказывает Усик, Анатолий Банных был категорически против вылета, предлагал переночевать в Кокши, однако гостья продолжала настаивать, и пилот «сдался».

Так или иначе, около 20:15 компания погрузилась на борт. Вертолет летел с включенным прожектором. Пролетев на запад примерно 800 метров, «Робинсон» развернулся и полетел обратно, однако затем вновь взял курс на запад, и на расстоянии около 1 тыс. метров от берега начал резко снижаться. «Раздался шлепок об воду, прожектор погас», — рассказывает очевидец. Это произошло около 20:20.

Сергей Усик тут же поставил в известность о случившемся руководство заповедника и правоохранительные органы. Скорее всего, у Сергея мелькнула мысль отправиться к месту крушения на лодке, но эту идею пришлось отбросить как нереальную: непогода не позволила бы проплыть на вёслах и ста метров…

 

И снова — Банных

 

В момент крушения на борту вертолета находились пять человек: пилот Дмитрий Ракитский, его жена Елена Ракитская, бизнесмен Анатолий Банных, гендиректор Heli Club Мария Козинцева, бейсджампер Глеб Вореводин. Москвичи прибыли на Алтай 10 февраля и разместились в отеле Altay Village Teletskoe на берегу Телецкого озера (бывший кордон Самыш). Совладелец гостиницы — Сергей Розбах, брат Анатолия Банных. Отель входит в группу «Барнаульская сетевая компания», к которой относится и ООО «АлтайАвиа», на посадочной площадке которого базировался разбившийся R66.

Анатолий Банных, как бы его ни характеризовали сейчас в различных СМИ, уже попадал в похожие истории. В 2009 году, зимой, буквально вся Россия внимала сообщениям о крушении другого вертолета, на котором находился выше упомянутый бизнесмен.

Тогда ему повезло, и он остался в живых, благодаря организованной помощи. В этот раз, по всей видимости, трудно предполагать счастливый вариант спасения…

Тем не менее, на Телецком озере в момент, когда я передаю эти строки, продолжаются поисковые работы. К расследованию происшествия подключились следователи и специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

 

Кто сидел за штурвалом?

 

Судя по противоречивой информации, поступающей из разных источников, крушение вертолета могло быть обусловлено тем, что управление летательным аппаратом взял на себя А. Банных, но эта версия не может являться обоснованной по причине того, что в тот день, по словам сотрудника Алтайского биосферного заповедника Сергея Усика, погода была явно не летная, и вряд ли за штурвал вертолета опытный летчик Дмитрий Ракитский мог допустить кого-либо другого.

Еще одну версию происшедшего излагают так: во время взлета с кордона «Кокши» пилот, находившийся за штурвалом, взял направление в сторону Чулышмана (начало Телецкого озера). Местные жители рассказывают, что вечером на озеро налетел шторм. Бывшие сослуживцы авиатора Дмитрия Ракитского, летный стаж которого составляет почти 20 лет, рассказывают о нем как о профессионале самого высокого класса.

Находившимся в вертолете присвоен статус «пропавшие без вести». Официально погибшими их назовут только после подъема вертолета со дна озера. Как сообщают местные жители, в том месте, куда, предположительно, упал вертолет, — всегда многометровый слой ила, однако, по заверению руководителя ГУ МЧС по Республике Алтай Игоря Букина, вертолет не погрузился в ил.

 

Поиски продолжаются

 

По данным Главного управления МЧС по Республике Алтай, в поисковой операции участвуют 197 человек и 36 единиц техники. Проведено визуальное аэрообследование предполагаемого места падения вертолета, обследована кромка воды. Проведено обследование акватории и береговой линии в районе кордона Кокши при помощи судна на воздушной подушке «Арго», а также обследование дна озера с помощью телеуправляемого глубоководного аппарата «Фалькон», который установлен на теплоходе «Ярославец».

Вертолетная площадка в Иогаче (бывшая площадка республиканской «Авиалесоохраны», которая впоследствии стала базовой для «АлтайАвиа») сейчас арестована — сотрудники транспортной прокуратуры в течение нескольких часов описывали имущество, изымали документы. Надзорное ведомство проверяет аэроклуб «АлтайАвиа», которому принадлежал вертолет R66, а также одноименное ООО, на посадочной площадке которого он базировался.

 

Не всегда погода виновата

 

Погода на Телецком озере и возле него, об этом знают все, кто там когда-либо побывал, может меняться стремительно. В одно мгновенье плюсовая температура сменяется на отрицательную. Вместо дождя с неба начинает падать снег. И все это происходит, например, в течение одного дня. С подобными явлениями жители Иогача и Артыбаша сталкиваются постоянно. Поэтому летать на вертолетах в окрестностях озера следует с большой осторожностью, учитывая особенности местного климата.

Крушения вертолетов в республике Алтай в последнее время участились. В прошлом году, запутавшись в проводах, упала на берег реки Катунь такая же машина. К счастью, все люди, находившиеся на борту, остались живы. Но от вертолета остались лишь осколки пластика и покореженная кабина.

Все это говорит о том, что появившиеся в последнее время в республике частные аэродромы и многочисленные летательные аппараты, мягко говоря, не всегда в своей деятельности соблюдают законный порядок организации полетов.

 

Владимир ЕРМИЛОВ

редактор газеты «Алтай сегодня» — специально для «НВ»

 

ЧП привычного масштаба?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend