Которые тут советские?

Возвращение на родину не всегда бывает сладким

Органы внутренних дел, занимающиеся проблемами миграции, продолжают изъятие у бывших советских граждан паспортов, выданных в девяностые и нулевые годы якобы «по ошибке» и по этой причине признаваемых недействительными.
В результате, без судебных решений и достаточных на то оснований, несколько тысяч наших соотечественников в одночасье лишились российского гражданства.

Чтобы остановить этот вал настоящего правового безумия, правозащитники настаивают на проведении для тех, кто стал «нелегалом поневоле», иммиграционной амнистии. В связи с этим, Госдума РФ начала работать над поправками в соответствующее законодательство.
Но пока суд да дело, серьезная задача по привлечению в Россию соотечественников, поставленная главой государства, серьезно тормозится.

Об этом шла речь в Центральном Доме журналистов на встрече ученых и правозащитников, которые доказывали на конкретных примерах, что в нашей стране, у всех на глазах, с постоянством и упорством, творится произвол в отношении совершенно невинных людей. Участники дискуссии сошлись во мнении, что терпеть дальше этот узаконенный беспредел просто нельзя.
А творится он уже без малого 15 лет. Именно тогда, в 2002 году, был принят репрессивный Закон «О гражданстве РФ», и с тех пор правозащитники вынуждены доказывать властям необходимость срочной иммиграционной амнистии для переселенцев.
Однако за прошедшие годы в миграционной практике страны вместо амнистии появлялись все новые запреты и ловушки, фактически неисполнимые законы, превращающие законопослушных мигрантов в нелегалов–нарушителей.

Но не все так печально и грустно. К примеру, в конце декабря минувшего года Госдума по инициативе депутата, первого заместителя председателя комитета по делам СНГ Константина Затулина приняла в трех чтениях поправку в главу VIII Закона о гражданстве РФ. «Если бы этой поправки не было, десятки тысяч переселенцев (в основном – русских), давно живущих в России, подверглись бы депортации», — рассказала на мероприятии ведущий сотрудник Института стран СНГ Александра Докучаева.
Заместитель председателя Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров сообщил неожиданную, но очень приятную новость: миграционная служба, ставшая, как известно полицейским ведомством ГУВМ МВД России (Главное управление по вопросам миграции. – Ред.), впервые за долгие годы поддерживает идею гуманизации миграционного законодательства и практики. Он также отметил, что необходимо провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение, например, пяти лет и утративших основания своего законного нахождения на территории России из-за несовершенства законодательства, собственной неосведомленности или стечения тяжелых жизненных обстоятельств.

— Необходимо заменить абсурдное требование к носителям русского языка документально подтвердить прекращение прежнего гражданства на достаточность письменного отказа от него с отметкой посольства или почты и упростить основания приобретения гражданства Российской Федерации выпускниками российских высших и средних специальных учебных заведений, — отметил Евгений Бобров.

Руководитель «Форума переселенческих организаций» Лидия Графова приводила в своем выступлении конкретные примеры правого беспредела. И утверждала, что большинство из якобы незаконных документов не содержат признаков подделки, они были выданы госорганами на подлинных бланках и с подлинными печатями. Их владельцы неоднократно успешно проходили проверку на наличие гражданства РФ.

Говорилось на встрече в ЦДЖ, что с абсурдной проблемой «фальшивого гражданства» теперь столкнулись и жители Крыма.
К примеру, в 2016 году у жителя Симферополя Олега Копылева изъяли паспорт за «неправильное оформление домовой книги». Чиновники сослались на закон «О принятии в состав РФ Республики Крым», где речь уже идет о постоянном проживании в Крыму как непременном условии для обретения паспорта РФ, а господин Копылев имел временную регистрацию до марта 2014 года, и лишь позже, обретя жилье, получил постоянную. Эта правовая казуистика никак не способствует пониманию между чиновниками и жителями полуострова.

Эксперты высказывались на «круглом столе» в том смысле, что реально повлиять на ситуацию может только указ президента о безусловном приеме в российское гражданство переселенцев из стран СНГ, ошибочно документированных паспортами гражданина РФ, в чем их вины нет.

Особенно интересным мне показался рассказ заведующей отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александры Викторовны Докучаевой.

В конце 2016 года директор Института стран СНГ и депутат Госдумы К.Ф.Затулин внес поправки в законы о гражданстве РФ и о правовом положении иностранных граждан в РФ, упрощающие процедуру приема в гражданства РФ «носителей русского языка». Сотни из них получили надежду на окончание своих мытарств на пути к российскому гражданству,
о которых свидетельствуют многие письма депутату. С апреля 2014 года Федеральный закон «О гражданстве РФ» дает право на упрощенный прием в гражданство России «носителям русского языка», проживающим в России (т.е. имеющим вид на жительство), если они обязуются соблюдать российские Конституцию и законы, имеют законный источник существования и отказались от иного гражданства. Однако «упрощенную» процедуру получения гражданства РФ удается преодолеть менее, чем одному из десяти «носителей русского языка», в основном тем, кто не имел иного гражданства. Они могут пройти путь от получения сертификата «носителя русского языка» до паспорта гражданина России — за полгода. А для тех, кто имеет иностранное гражданство, воздвигнуты серьезные барьеры. Например, за два года действия закона только 24 гражданина Украины
дошли до гражданства РФ по данному «упрощенному» порядку.

Главное препятствие на пути к гражданству РФ «носителей русского языка» в том, что к
заявлению на гражданство РФ от них требуют приложить документ «полномочного органа иностранного государства», удостоверяющий выход из иного гражданства. Закон требует «отказаться» от иного гражданства, но в подзаконном акте — Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного указом Президента РФ, это требование к «носителям русского языка» превратилось в необходимость «выйти» из имеющегося гражданства. В то же время, во всех других случаях, требующих отказа от иного гражданства при получении российского — иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства, направив данное заявление заказным письмом в
уполномоченный орган иностранного государства.
О тупике на пути к российскому гражданству, в котором оказались «носители русского языка», уже отказавшиеся от имеющегося у них гражданства (Украины, Узбекистана), но не могут получить документ этого государства о выходе, свидетельствуют полученные К.Ф.Затулиным письма — от А. Ищенко, проживающей в Крыму, и от А.Попова, эмигрировавшего из Узбекистана. Последний в установленный законом Узбекистана срок – 1 год — не смог дождаться решения о выходе из узбекского гражданства. И хотя в российском суде он получил решение о том, что его заявление на гражданство должно быть принято органами миграции, российские органы миграции не принимают заявления на гражданство РФ от  А.Попова, требуя «документа иностранного государства о выходе», несмотря на очевидную невозможность получить этот документ. Такая же примерно история у миграционная история у А. Ищенко.

«Носители русского языка» дискриминированы по сравнению с другими иностранцами и при получении вида на жительство. Так, при получении вида на жительство в РФ иностранными гражданами — вопрос о выходе из имеющегося гражданства перед ними не ставится. Но от «носителя русского языка» заявление о выдаче вида на жительство примут только с представлением документа полномочного органа иностранного государства, подтверждающего обращение данного иностранного гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства. Тем самым для «носителей русского языка» фактически установлен разрешительный (со стороны иностранного государства) порядок отказа от имеющегося гражданства. Иностранное
государство стало посредником между Российской Федерацией и соотечественником — «носителем русского языка» как для получения вида на жительство, так и гражданства РФ. То есть процедуры получения вида на жительство и гражданства РФ
поставлены в зависимость от иностранных регламентов, от волюнтаризма иностранных чиновников, от политических проблем и текущих взаимоотношений между Россией и страной гражданства носителя русского языка.
Так, Узбекистан не признает Крым российским, поэтому в посольстве этой страны не принимают заявлений о выходе из гражданства от граждан Узбекистана, ставших «носителями русского языка» в Крыму, что закрывает для них право на получение вида на жительство и на гражданство России.

Те, кто, поверив словам президента России о том, что «носители русского языка» получают привилегию в приобретении гражданства РФ, приехали к нам на совсем, сейчас оказались в числе нелегалов, поскольку, получив сертификат «носителя», не могут двинуться дальше – к виду на жительство.

О проблемах, с которыми сталкиваются «носители русского языка» в миграционных службах, также свидетельствуют немало писем, полученных К.Ф.Затулиным . Автор одного из писем, Людмила, обращает внимание на то, что сдать документы на гражданство очень трудно из-за огромных очередей в центре Сахарово. В этом Центре никто не объяснил ей, что можно получить талон на сдачу документов в определенное время, а не только в порядке живой очереди. Правда, талончик этот даст возможность
передать заявление только через два-три месяца (сейчас, например, можно получить талон только на конец марта с.г.).

Н.Попов, который, зная требование закона о выходе из гражданства, отказался от гражданства Казахстана, где живет с рождения, приехал в Ставропольский край к своим родственникам с намерением пройти процедуру получения гражданства как «носитель русского языка». Но оказалось, что Комиссия по признанию носителем русского языка иностранных граждан не действует в крае. Как объяснил Н.Попову руководитель миграционной службы, «в связи с реорганизацией службы». Н.Попову пришлось вернуться в Казахстан и оформлять там свое пребывание уже как лицу без гражданства, со всеми, вытекающими из этого положения сложностями. Прямо скажем, трудно объяснить, что полгода не хватило новому руководству миграционной службы на Ставрополье, чтобы переназначить состав и расписание деятельности Комиссии.

Подготовил Андрей КНЯЗЕВ

 

Которые тут советские?

 

Похожие статьи