А Васька слушает да ест…

Кто и когда наведет порядок в санаторно-курортном лечении защитников Отечества?

 

«Новый вторник» дважды («Кто успел, тот и съел» №32 от 20 октября 2015 года, «До министра предложения не дошли» №14 от 17 мая 2016 года) рассказывал о непростой ситуации, сложившейся в санаторно-курортном лечении защитников Отечества.

 

В частности, речь шла о недосягаемости путевок в военные здравницы для человека в погонах. Поднимался вопрос и об отсутствии в Главном военно-медицинском управлении (ГВМУ) МО РФ надлежащего контроля за распределением путевок. Однако поднятые газетой проблемы, судя по нулевой реакции на эти публикации, мало интересуют чиновников Минобороны РФ, да и ГВМУ. Поэтому мы решили напомнить об этой острой теме еще раз — авось достучимся.

 

«Пошел по рукам»

 

«При Украине было лучше». Подобные высказывания мне не раз пришлось услышать летом этого года в Сакском военном клиническом санатории им. Н.Н. Бурденко и вынужден с этим утверждением согласиться.

Судите сами. В прошлом году обещали сделать в номерах 1-го корпуса ремонт. Не сделали. Мебель, похоже, еще та, которую сюда завезли при Советском Союзе. Да еще слышимость такая, что не до отдыха. С расписанием процедур — тоже проблема. Рапные ванны в течение недели не расписали по времени: сиди и жди, когда тебя соизволят пригласить. Массажистки менялись трижды. При этом шутили в мой адрес: «пошел по рукам». Полный завал в столовой: кормить по сравнению с предыдущими годами стали намного хуже. Канули в лету полюбившиеся отдыхающим дни национальных кухонь, ушел в небытие стол с зеленью и овощами…

Автобуса для проезда на пляж у санатория нет, как нет у него и собственного пляжа. Закрыли на территории санатория приличное кафе и теперь перед танцами отдыхающие «заправляются» вином в кустах.

Не буду утомлять читателей перечислением всех увиденных «чудес» — тем более, что это мои личные наблюдения, и они могут расходиться с мнением других. Обратимся к мнениям, так сказать, коллективным.

 

До министра — как до Луны

 

В прошлом году члены регионального отделения общероссийской организации ветеранов Вооруженных Сил по Калининградской области обратились с письмом к министру обороны РФ с просьбой изменить существующую систему санаторно-курортного обеспечения, чтобы она работала, прежде всего, для обслуживания государственных интересов. Но, как показали дальнейшие события, предложения, которые подписали, в том числе, и четыре адмирала, до Министра не дошли.

Видимо, чтобы сгладить остроту проблем, в июле прошлого года в Калининград пожаловал заместитель начальника ГВМУ МО РФ — начальник управления медико-психологической реабилитации, санаторно-курортного лечения и организации активного отдыха Дмитрий Тришкин. Однако на совещание, на котором, в частности, обсуждались и публикации в «Новом вторнике», меня, автора этих материалов, пригласить «забыли». Наверно, чтобы избежать неудобных вопросов.

Пришлось эти вопросы задавать Дмитрию Вячеславовичу Трушину в письменной форме. В частности, может ли он считать систему санаторно-курортного обеспечения, эффективной, если 46 процентам офицеров запаса, подавших заявление для получения санаторной путевки, было отказано по причине отсутствия мест, 11% из-за неправильно оформленных документов, 9% из-за несовпадения заболевания с профилем санатория?

Почему в рамках существующей системы санаторно-курортного обеспечения не используется опыт начального этапа работы предыдущей структуры? Ведь еще недавно заявления от военных пенсионеров принимались представительствами «Управления активного отдыха» МО РФ (аналог нынешних территориальных приемных), что, во-первых, обеспечивало «шаговую доступность граждан» в каждом регионе, во-вторых, исключало длительное ожидание решения по поданному заявлению, так как, работая всего лишь с «тринадцатью операторами», а не с тысячами, санатории легко обрабатывали поступающие документы, тем более они подавались согласно квоты выделяемой для каждого СКК.

Поинтересовался я у Дмитрия Вячеславовича и правомерностью разрушения системы отбора нуждающихся в санаторно-курортном лечении именно в ведомственных здравницах. Ведь заказ номера в санатории по принципу бронирования номера в отеле приемлем для любых здравниц, но не для военных санаториев, где должны соблюдаться приоритеты при предоставлении услуг именно той категории граждан, для которой они и создавались. И каким образом он, Трушин, персонально отвечающий за эффективность всех СКК, планирует добиться рентабельности работы здравниц на протяжении всего года?

Надо отдать должное Дмитрию Вячеславовичу — он оперативно ответил на вопросы, нарисовав такую идеальную картину, что тут же захотелось собрать чемодан и отправиться на отдых. Также поспешили за мной и некоторые коллеги. Но…

 

Гладко было на бумаге

 

Главное военно-медицинское управление Минобороны России 1 ноября 2016 года сообщило о начале реализации путевок в санаторно-курортные организации Минобороны России на 2017 год. Так как территориальные приемные санаторно-курортных комплексов Минобороны России были ликвидированы, всем больным и здоровым было предложено заявление и справки (оригиналы) для получения санаторно-курортных путевок направлять почтой установленным порядком в ГВМУ МО РФ, а также через официальный сайт Минобороны России или официальные сайты санаторно-курортных организаций Минобороны России. Многие военные пенсионеры из-за отсутствия компьютеров и навыков работы с ними о начале реализации путевок узнали от «сарафанного радио». Зная проблемы «Почты России», начали искать возможность направить заявки на сайт Минобороны через знакомых.

1 ноября через сайт Минобороны России все необходимые документы для получения путевки с моей электронной почты отправил подполковник в отставке Валерий Хлюпин, 2 ноября капитан 1 ранга в отставке Юрий Божков, 8 ноября майор в отставке Валерий Малашенко. Все они получили сообщение, что документы дошли и поступили в обработку. Оперативно сработали в санатории «Архангельское»: уже через неделю инвалид Валерий Малашенко получил уведомление из санатория о предоставлении путевки на запрашиваемый период.

А вот в Хосте и Саках обращение военных пенсионеров проигнорировали. Хлюпин и Божков 21 ноября повторно отправили свои документы. На что 1 декабря пришло уведомление о предоставлении путевки лишь подполковнику медицинской службы в отставке Валерию Хлюпину. Капитан 1 ранга в отставке Божков вновь получил лишь сообщение, что его документы получены и будут рассмотрены в течение 7 дней. Выждав неделю, Юрий Федорович позвонил в Сакский военный санаторий им. Н.Н. Пирогова и получил ответ, что его документов там нет. На официальный запрос прояснить ситуацию ответил заместитель начальника 2-го управления ГВМУ МО РФ. Полковник медицинской службы А. Малых сообщил, что Ю.Ф. Божкову выдано уведомление о предоставлении путевки в Сакский военный санаторий.

«Где же правда? Выделили мне путевку или нет?», — обратился уже к министру обороны РФ бывший начальник технического управления Балтийского флота, инвалид, капитан 1 ранга в отставке Юрий Божков.

 

Валерий ГРОМАК

собкор «НВ», капитан 1 ранга запаса

СИМФЕРОПОЛЬ — КАЛИНИНГРАД

Фото автора

 

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, на мою электронную почту пришло уведомление о предоставлении путевки Юрию Федоровичу Божкову. Видимо, его письмо до министра обороны все-таки дошло. Всегда бы так!

 

NB!

 

КСТАТИ, пока этот материал готовился к печати, вышла в свет книга Валерия Громака «Дороги памяти». В ней автор рассказывает об одноименном автопробеге, который накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны прошел по городам Польши, в местах захоронений советских воинов, павших в боях при освобождении этой страны от фашистов. В организации этого пробега самое активное участие принял и сам Валерий Громак, чьи репортажи с маршрута печатались на страницах «Нового вторника». Поздравляем!

 

А Васька слушает да ест…

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend