Берут реже, но больше

Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев подвел итоги борьбы с коррупцией

 

На заседании президиума Совета по противодействию коррупции, проводившегося под председательством руководителя администрации президента Антона Вайно, глава МВД обозначил самые коррумпированные сферы.

 

На первом месте оказались госзакупки, на втором — строительство (в том числе автодорог), на третьем — медицина, на четвертом — образование. Пятое место поделили между собой наука и культура, сообщил Колокольцев.

Кстати, сам список коррумпированных отраслей мало отличается от списков прошлых лет. Интересно другое — коррупция за год заметно снизилась. Такую тенденцию заметили и независимые аналитики.

«Отчет МВД от нашего отчета не особенно отличается, — комментирует глава Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст. — Снижение коррупции, например, в медицине связано с тем, что все больше медуслуг становятся платными. Теперь больной все оплачивает официально через кассу, и давать взятку врачу, смысла нет».

Коррупция с билетами на транспорте практически исчезла ввиду снижения спроса: «Несколько лет назад в курортный сезон покупать билеты на нужные даты и на хорошие места приходилось через посредников. В этом году спрос упал, и переплачивать не обязательно», — продолжает Баст.

Почему взяток в сфере бизнеса тоже заметно поубавилось? Ответ тоже на поверхности: «Многие чиновники из-за санкций боятся выводить деньги за границу, пытаются вложить здесь, в России, оформив бизнес на тещу, мать, брата и так далее. Если частник независимый — взяточку принес и работаешь. А чиновничий бизнес строится иначе — в администрации брат, сват, и никаких взяток не нужно».

Впрочем, для тех, кто дает взятки по старинке, ставки выросли. Так, в суде за нужное решение, по данным Ассоциации адвокатов за права человека, нужно заплатить в среднем 2 млн руб.

Отдельным пунктом повестки на заседании у Антона Вайно на этот раз шла космическая отрасль. О космосе, полагают эксперты, на заседании по борьбе с коррупцией заговорили неспроста.

«Космическая отрасль — одна из самых коррумпированных, — считает Мария Баст. — Видимо, стоит ожидать посадок. Идет завышение цен на госзаказах, на госпрограммах. Все выгодные коммерческие заказы отдаются коммерческим фирмам, зачастую зарегистрированным в офшорах и в США, и только десятая часть прибыли достается государственным предприятиям».

Информация об этом давно озвучена. Вот только реакции со стороны государства до сих пор нет. Роскосмос ссылается на то, что контролировать коммерческие фирмы не может и не должен.

«Ужасно завышенные цены на реализацию космических программ, — продолжает Мария Баст. — Цена одного полета в космос с выводом на орбиту оценивается в 7 млн долларов. Это больше, чем в США. Поэтому эта перспективная отрасль у нас «затухает» — не так много заказов от третьих стран выполняет Роскосмос, да и прибыль от них идет не на развитие, а топ-менеджерам на зарплаты».

 

Аделаида СИГИДА

 

NB!

 

В своих обращениях, направляемых в Ассоциацию адвокатов России за права человека, подавляющее большинство россиян (77 процентов заявителей) жалуется на коррупцию в судебных органах, меньше всего (0,1) — на ФСБ.

 

Берут реже, но больше

Похожие статьи