Липовые декларации — двигатели торговли?

Оказывается, в нашей стране задекларировать продукт неизвестного происхождения — проще пареной репы. А в пролете, как всегда, рядовой покупатель.

 

У любого продукта, который попадает в розничную сеть, должна быть бумага с печатью — сертификат или декларация соответствия.

 

По сути, декларация — это заявление производителя или поставщика о том, что его продукт соответствует нормам и безопасен для потребителя. Но такое заявление должно быть основано не на честном слове, а на лабораторном исследовании. По закону получить декларацию без испытания продукции в лаборатории нельзя. Но если очень хочется, то можно.

Если на рынок выводится принципиально новый по рецептуре и составу продукт питания, на него нужно делать сертификат. В этом случае все исследования придется проводить по полной, без дураков. В остальных случаях вполне достаточно декларации о соответствии требованиям ГОСТа, Российского технического регламента или Технического регламента Таможенного союза. При этом принципиально важно, чтобы декларация прошла регистрацию в электронном реестре на сайте Росаккредитации и значилась как действующая.

Как правило, декларацию можно оформить на одну партию продукта, но производители так поступают редко, ведь документ будет действителен только в течение срока годности конкретной партии. Обычно серийное производство продукта декларируют сразу на срок до трех лет.

Чтобы задекларировать серийное производство, нужно собрать пачку документов: ГОСТ (или техрегламенты), по которому изготавливается продукция; копии документов, подтверждающих госрегистрацию компании или индивидуального предпринимателя; данные, подтверждающие производственный контроль; договор аренды или собственности на производство; желательно макет этикетки. Все это производитель направляет в орган по сертификации, который дополнительно потребует образец продукции для аккредитованной лаборатории. Можно и напрямую обратиться в нее, чтобы получить заветный протокол исследований с индивидуальным номером.

На исследование образца, подготовку протокола, внесение номера протокола в декларацию и окончательное ее оформление уйдет около недели. Добросовестные производители, уверенные в качестве своей продукции, предпочитают все делать по закону. Те, кто не хочет светить свой продукт и не уверен, что пройдет лабораторные испытания, могут провернуть все быстрее и… вообще не предоставляя образцы на исследование.

Схема, по которой декларации о соответствии на продукты питания выдаются без лабораторных исследований, действует по всей стране. Об объеме этого рынка услуг можно только догадываться, но масштабы легко прикинуть по несметному числу сайтов различных «сертов» и «тестов», штампующих любые документы с гарантией их регистрации.

Найти жуликов не сложно: достаточно в поисковой системе ввести ключевые слова «декларация о соответствии за 1 день». Позвонив по указанному телефону фирмы-посредника, выяснится, что быстро оформить декларацию дело нехитрое. Всего и потребуют от заявителя данные о регистрации юрлица или ИП, название и вольное описание продукции, а главное, реквизиты, по которым сертификационный орган выставит счет за оказанные услуги. Дельцы даже не попросят подтверждения того, что производство реально существует!

Дальше схема проста: номер ГОСТа или ТУ «сертификаторы» без труда отыщут в Интернете, а номер протокола мнимых испытаний продукции попросят предоставить аккредитованную лабораторию, которая, как не трудно догадаться, тоже за небольшой процент «заряжена» на результат. Хотя испытания будут фиктивными, протокол будет вполне реальным. Через время пойди докажи, что тебе на анализ не приносили творог, масло или печенье.

Уже через пару дней после оплаты труда сертифицирующего органа данные состряпанной на коленке декларации с вписанным в нее номером протокола появятся в Национальной части единого реестра деклараций о соответствии на сайте Росаккредитации.

Сегодня без анализов и испытаний оформить и зарегистрировать декларации на любой продукт можно всего за 5–8 тыс. руб. всего за один день или за пару часов. В этой ситуации не рискует никто кроме покупателя, который в очередной раз будет одурачен, приобретая продукт непонятного происхождения и качества.

По данным Федеральной службы по аккредитации с 2011 по 2015 годы было закрыто 3,5 тысячи фирм, выдававших липовые сертификаты. Это — четверть всех участников сертификационного рынка. Тогдашний глава Росаккредитации Савва Шипов предложил ввести для фирм-посредников административные штрафы до миллиона рублей и запретить им саморекламу. Тогда же руководитель Росаккредитации пообещал, что переходный период, предусмотренный законом для очистки рынка, закончится летом 2016 года.

Теперь должность главы Росаккредитации занимает Алексей Херсонцев. Похоже, ему, как и его предшественнику, снова предстоит бороться с набившими оскомину «серыми» органами аккредитации: лето закончилось, а левые «сертификаторы» как работали, так и продолжают работать, не взирая на лица.

 

Елена ХАКИМОВА

 

Липовые декларации — двигатели торговли?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend