Вот лето пролетело и ага

Что бы ни говорили «наверху», положение отечественной школы и ее учителей остается тяжелым

 

Итак, лето пролетело, и мы вступаем в новый учебный год. Уж так повелось, что 1 сентября считается праздником школьников. Но давайте сегодня прежде вспомним об учителях. Мы возлагаем на них ответственность за будущее наших детей. А что получают они взамен от общества, от государства? В каких условиях работают?

 

Пермский край, село Щучье Озеро. Здесь — единственная на весь район школа. Ее построили в 1960 году, и после этого ни разу не ремонтировали. Не то что работать — в нее заходить опасно! К учебному году ее подготовили, как могли: стены и потолки укрепили лесами, особо опасные места огородили, вход в школу надежно перекрыли, поздравление с праздником вывесят, видимо, над черным ходом — только через него и можно попасть в школу, как и выбраться из нее.

— Когда мы начали вскрывать полы в классах, поняли, что школа требует капитального ремонта, — объяснил глава местной власти Вячеслав Могильников. — Заколотили все обратно.

Всего в Пермском крае неготовыми к новому учебному году признали семь школ. «Роспотребнадзору» не понравилась в них система вентиляции. Аварийной школы из Щучьего Озера в том списке нет. В ней что, всё нормально? Ну, и сколько на самом деле в крае школ, непригодных к приему детей?

Ежедневно рискуют своими головами в экстремальном походе за знаниями учителя и ученики по всей стране. В 2014 году официально было признано аварийными 633 школы и еще около 8 тысяч школ требовали капитального ремонта. В прошлом году число аварийных школ выросло до «свыше 680», как сказал тогдашний министр Дмитрий Ливанов.

Но главной проблемой для Ливанова почему-то стала вторая смена. Мол, дети лучше усваивают материал в первой половине дня. А еще лучше дети усваивают материал, когда на них не падает штукатурка с потолка и не надо прислушиваться к каждому скрипу!

В феврале этого года в Костроме учительница Виктория Горлевич чудом спасла целый класс в школе № 26. Услышав посреди урока треск начавшей рушиться стены, она успела скомандовать: «Все — из класса!». И сама была уже в дверях, когда рухнула вся конструкция в тонну весом. Класс едва не стал братской могилой для 23 детей и учительницы. Тем не менее, этот сорванный урок никому уроком не стал.

Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что аварийных школ в стране насчитывается 550 — на сотню меньше, чем в прошлом году. Ну, а если их «отремонтировали», как школу в Щучьем Озере или попросту не внесли в «черный список»?

Кстати, в каждой пятой школе России нет водопровода и канализации. В XXI веке дети бегают в туалет на улицу. А ведь не Африка… Зато с прошлого года стало обязательным изучение второго иностранного языка. В 10 тысячах школ, признанных ветхими и изношенными, тоже? Вот вам и «модернизация»…

Одной этой проблемы — учителям не созданы элементарные условия для нормальной работы и безопасные рабочие места — хватило бы за глаза. Однако существует множество других.

Грандиозный скандал разгорелся в прошлом году в Карелии. Жители села Ламбасручей устроили бойкот Дню знаний. Они не пустили детей в школу — именно таким радикальным способом они выразили протест против резкого ухудшения образования для своих детей.

Карельские власти давно решили, что детям сельской бедноты настоящее образование ни к чему! Потому и решили «экономить» на них. Только в Медвежьегорском районе закрыта школа в поселке Космозеро, полузакрыта — оставили только начальные классы — в поселке Великая Нива, всех остальных учеников предложили родителям возить за 20 километров или перевести в интернат. Последней каплей, которая переполнила, наконец, чашу терпения людей, и они начали протестовать, стало решение республиканского правительства об «уплотнении классов» в еще оставшихся школах (чиновники называют это «созданием классов-комплектов»).

А если по-простому… Школу в Ламбасручье еще пока не закрыли, а только поувольняли учителей. И один учитель географии ведет урок сразу для учеников 7-го и 8-го классов, а учитель английского собирает в одном кабинете одновременно 5-й, 6-й и 9-й классы…

Всего только в прошлом году и только в Карелии «оптимизировали» таким манером 91 школу. 65 из них закрыли в сельской местности.

Разумеется, нельзя не сказать и о зарплате учителей. Согласно майскому указу Путина от 2012 года учителям должны были резко повысить зарплату. Уже к концу года она должна была сравняться со средней по региону, а оплатить все должны были местные бюджеты.

Лукавства в средних цифрах — хоть отбавляй. Во-первых, средняя зарплата в регионе — это как средняя температура по больнице. Разве кому-нибудь придет в голову выводить ее и на нее равняться? А вот средний заработок в регионах выводят! Во-вторых, средняя зарплата по школе — тоже блеф. Ну, сложили (на бумаге) зарплату директора, учителя и уборщицы и поделили (тоже на бумаге), и что это должно продемонстрировать? к какому выводу привести?

Не говоря уже о самом главном — денег у регионов нет и не будет. Только на 2013–2015 годы регионы должны были заплатить учителям, медикам и работникам культуры дополнительно до 1,7 триллиона рублей, дабы сравнять их средние зарплаты со средней по региону. И эти расходы должны будут каждый год расти примерно на 1 триллион в 2016–2018 годах. Но пока единственное, что постоянно растет, — это долги регионов, часть из которых уже давно фактически банкроты. Да, и о рвущейся все выше и выше инфляции тоже не следует забывать. Она съедает все.

«Росстат» насчитал у нас более 1,2 миллиона школьных учителей и их среднюю — то есть, на бумаге — зарплату в 32 тысячи рублей. Её-то на всероссийском педсовете Дмитрий Медведев и назвал «весьма приличной», а ситуацию — «весьма благопристойной», пытаясь затушить скандал, вызванный предыдущим заявлением. Но лишь подлил масла в огонь — ведь даже мигрант в Европе получает в виде пособия больше.

Господи, как же далек наш премьер от реальной жизни народа!

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

Вот лето пролетело и ага

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend