Влюбленный всегда слеп

О чувствах, знакомых миллионам людей на Земле, в беседе с корреспондентом «НВ» размышляет звезда французского кино Фанни АРДАН.

 

Вскоре после нашей встречи с Фанни в российской печати промелькнуло сообщение, что режиссер Вера Глаголева работает над картиной «Далекий друг», которая расскажет о непростых романтических отношениях русского писателя Ивана Тургенева и французской оперной певицы Полины Виардо. При этом на роль матери Полины автор «Двух женщин» хотела бы пригласить мадам Ардан. Так что задать своей собеседнице соответствующий вопрос я, по понятным причинам, не мог.

Зато мы подробно поговорили о второй режиссерской работе Ардан — полнометражной картине «Навязчивые ритмы», показанной на Минском международном кинофестивале «Лiстапад». Это грустный фильм о том, как умирает любовь и как переживает эти чувства героиня. В главной роли снялась итальянская актриса Азиа Ардженто, очень похожая на саму Фанни.

 

— Почему для своего второго фильма вы выстроили такой грустный сюжет?

— После «Праха и крови» мне захотелось рассказать не о начале, а о конце любви. Что же касается любовной темы вообще, то уже в 14–15 лет, когда я только начинала серьезно читать пьесы, она стала для меня главной. И самое большое влияние на меня всегда оказывал энтузиазм влюбленных героев. В этой картине, если вы заметили, нет автомобилей, вообще ничего нет. Когда ты влюблен, ты абсолютно слеп к окружающему тебя миру.

— А откуда вдруг столь странное название картины?

— Все очень просто: с первым названием — «Смутная надежда» — не согласился продюсер. Да и слово «ритмы» имеет очень много значений.

— Кого все-таки любит Ваша героиня?

— Она влюблена… в свою любовь. И понимает, что ее любовь заканчивается по ее вине.

Мне хотелось показать этот виток неизбежности, уходящей любви, цепочку неотвратимых событий, которые вытекают одно из другого и приводят к трагическому финалу. Мне кажется, что самое важное, что есть в жизни — это любовь. Мы всегда занимаем какую-то позицию по отношению к любви, и главное, что нас определяет, это как раз эта позиция. Есть ли у нас любовь, нет ли ее, ждем ли мы ее…

— Вы согласны с тем, что героиню «Навязчивых ритмов» можно назвать родной сестрой «Соседки», роль которой в картине Франсуа Трюффо прославила вас? А если пойти дальше, то и Анны Карениной, и мадам Бовари.

— Считаю, что все эти женщины сжигают свою жизнь ради любви. Им зачастую не хватает мудрости, философии, какой-то стратегии, чтобы противостоять реальности. Единственные персонажи в литературе, которые живут любовью и от нее же погибают, — это Ромео и Джульетта. Если вы оказались в жизни рядом с любовью, уже можно считать, что жизнь удалась! А то ведь как бывает… Помню эпизод из Толстого, когда Вронскому сообщают о смерти Анны Карениной. А он сидит в это время в поезде, в тепле, у него болят зубы, и он занят этим, а не трагедией. Тогда еще, в молодости, я поняла, что причин, которыми можно объяснить, почему мы влюбляемся в того или иного человека, нет. Это просто так происходит. Я люблю русскую литературу, читала много русской прозы и мне всегда казалось, что только русские умеют рассказывать о неразделенной любви.

— Вы почувствовали вкус к литературной работе, когда писали сценарий?

— По натуре я одинокий человек. Не люблю светскую жизнь, у меня не так много друзей. Когда я со своей тетрадочкой остаюсь один на один, ощущаю себя, как если бы собралась на свидание.

— Помогает ли Ваше имя находить деньги на кино?

— Нет. Когда я пришла к богатым людям просить деньги на свою картину, для меня наступил по-настоящему тяжелый момент. «Для какой возрастной аудитории ваша история?» — спросили меня. И я села в лужу. У меня нет ответов, для какой. Поэтому фильмы снимаю со скромным бюджетом, и на каждого из членов съемочной группы это действует магически — все они, как ремесленники, пытаются сделать свою работу хорошо. Можно считать, что мои фильмы — это ручная работа.

 

Герман НАПОЛЬСКИЙ

Фото Екатерины Артименя

 

NB!

 

СПРАВКА «НВ». За свою долгую и впечатляющую карьеру Фанни Ардан снималась в Европе и в Голливуде, работала с такими мэтрами кинематографа, как Франсуа Трюффо, Ален Рене, Франко Дзеффирелли, Микеле Плачидо, Франсуа Озон, Андре Дельво, актерами Жераром Депардье, Жаном Рено, Жаном­Луи Трентиньяном, Джоном Малковичем и другими.

Отмеченная престижнейшими наградами — французским «Сезаром», берлинским «Серебряным медведем» и российской премией имени Станиславского, Фанни Ардан не собирается останавливаться на достигнутом.

 

Влюбленный всегда слеп

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend