Мучительно стыдно… Но не властям

Отнимая родной язык, нас лишают великого прошлого нашего народа, а значит, и будущего.

 

Парадоксально, но факт: от россиян скрывают знание ими русского языка. Родного для абсолютного большинства населения страны! Скрывают тщательней, чем иные военные тайны. Можно даже сказать, что это тоже — гостайна. Потому что речь идет о НЕзнании русского языка. И это, пожалуй, единственное, в чем действительно преуспело правительство единоросса Дмитрия Медведева.

 

Информация о том, как сдают выпускники ЕГЭ вообще и по русскому языку, в том числе, вполне официально является у нас закрытой! Невозможно узнать, сравнить, понять динамику ни по отдельным предметам, ни по регионам… Засекречено все «Рособрнадзором». Хотя по другим, не менее официальным документам, полностью раскрыть все сведения министерство обязано было еще к августу 2014 года, и затем постоянно пополнять их свежими данными.

Но сколько тогда выплеснется наружу скандалов вроде того, что разразился в 2009 году и который до сих пор вспоминают?! Ректор МГУ Виктор Садовничий тогда публично пожаловался: почти 60 процентов только что принятых на факультеты математической и вычислительной математики провалили контрольную по математике. Больше реальные знания своих питомцев в первом вузе страны уже не выясняли. Или выясняли и — секретили? Во всяком случае, шутка о том, что 15 процентов поступающих не знает, как расшифровать аббревиатуру «МГУ», жива до сих пор. Кстати, что такое «аббревиатура», тоже не все знают.

Необходимость хранить в тайне сведения о знаниях выпускников России чиновники объясняют вполне доходчиво: забота об объективности экзаменов — раз, и ограждение этих экзаменов от «возможной неверной интерпретации» — два. Только что на сложную международную обстановку да на происки всяких врагов не ссылаются. Но это подразумевается само собой.

И все равно непонятно? Губернаторы начнут соревноваться и требовать у подчиненных красивые цифры (средний результат ЕГЭ по региону одно время входил даже в перечень тех критериев, по которым оценивалась их работа). А родители и прочая общественность начнут предъявлять претензии учителям, школам и, даже страшно сказать, властям!

В общем, ЕГЭ в России больше, чем экзамен. Ну, и что тогда удивляться, что в «школьном забеге» Россия проигрывает? В последнем рейтинге качества школьного образования в двадцатке ведущих стран мира мы не просто сильно отстали от лидеров — мы не попали даже в золотую середину. Место России оказалось последним, 20-м. Можно, конечно, радоваться тому, что Франция, Австрия, Швеция и вовсе не попали в это число, но разве от этого для нас что-то изменится?

Однако вернемся к нашим баранам, то есть к знатокам русского языка. К самому главному школьному предмету, и не только потому, что он родной для большинства учащихся и это очень стыдно — не знать, не владеть родным языком, не уметь грамотно говорить и писать. Русский язык — то, что объединяет всех нас, живущих в России, и оставшихся после развала Советского Союза вдруг без Родины, или добровольно покинувших ее в поисках лучшей доли…

Итак, нам разрешили нынче узнать о том, как сдали русский язык выпускники, следующее: отметку «отлично» (100 баллов) получили менее 1 процента и «хорошо» — 25 процентов. Все. Ах да, еще нам велели поверить на слово, что знания у школьников стали лучше по сравнению с прошлым годом. Потому что в прошлом году сдавших хорошо было менее 20 процентов. Теперь все.

Итого в сухом остатке имеем: из каждых четырех выпускников этого года трое русским языком владеют с большим трудом, в общем, толком не владеют.

Впрочем, разве это секрет? Стоит только прислушаться, как говорят эти несчастные дети. Я даже не о том, что через слово-другое у них мат, который заменяет им почти все. Они не имеют запаса слов, чтобы выразить хотя бы те куцые свои мысли, что еще появляются у них! И уж тем более грамотно записать их. (О том, что они ни черта не знают, — отдельный разговор. Не знают, кто такой Юрий Гагарин, когда была Гражданская война в России, не слышали о Булгакове, не читали «Войну и мир», да они даже Гайдара и Конан Дойля не читали!..).

Да и это еще должно душу греть, могло быть и хуже. Ведь несколько лет назад, когда правительственные чиновники готовили новые образовательные стандарты для старших классов, они исключили русский язык и литературу не только из числа главных школьных предметов — даже из обязательных! Обязательными были объявлены некий неизвестный никому предмет «Россия в мире» (он существовал только в чьем-то воспаленном воображении), а еще — физкультура с ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Яркая иллюстрация к тому беспределу: тогдашний министр образования Андрей Фурсенко наотрез отказался пройти тест на знание русского языка! «Я же уже много лет одни резолюции пишу», — пытался он пошутить.

Но случился скандал, общество очнулось от спячки, и от того варианта публично чиновники вынуждены были отказаться. Однако и второй вариант лучше не стал, и третий. Разве что главную цель школы — пропагандировать службу в армии (?!) — заменили на пропаганду защиты Отечества, а русский язык слили с литературой и превратили в «русскую словесность». Однако под общим нашим натиском русский язык и математику вернули-таки в число обязательных для изучения предметов, вернули даже сочинение!

И в декабре 2014 года его впервые писали будущие выпускники. Если честно, то была пародия на сочинение. Нужно было написать не менее 250 слов, на каждые 100 слов разрешалось сделать по 5 ошибок — то есть всего 15 ошибок. Это была самая пикантная деталь «нового русского сочинения» — знание правил необязательно! Потому и оценки не ставились, только зачет или незачет, и практически всем их труды зачли.

С тяжелым чувством приходится констатировать: родного языка не знают дети, его не знают и взрослые, в которых превращаются эти дети. В тотальном диктанте по русскому языку нынешней весной приняли участие более 146 тысяч человек в разных странах, на всех континентах. Если вычесть иностранцев, его писали более 123 тысяч наших. Так вот на «отлично» его смогли написать 1460 человек. Всего.

Неудивительно, что незнание родного языка, которому не научили в школе, а потом уже и нигде не учили, привело к той дебилизации общества, что мы имеем. Грамотная речь стала роскошью, ее редко от кого услышишь. А как заметил Лев Толстой, «неясность слова есть неизменный признак неясности мысли». Или ее отсутствие, рискну дополнить классика.

Печально-то как… Отнимая родной язык, нас лишают великого прошлого нашего народа, а значит, и будущего. Зато Дмитрий Медведев установил во время своего президентства новый праздник — День русского языка…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

 

Мучительно стыдно… Но не властям

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend