Патриотизм «в моде»

Возможно, кому-то настойчивое внедрение любви к родине в США покажется слишком прямолинейным и чрезмерным. Но американцы так не думают.

 

Минувшие выходные оказались для американцев затяжными: как раз на понедельник пришелся главный праздник страны — День независимости. Именно в этот день, 240 лет назад, представители тринадцати американских колоний в ходе организованного ими конгресса объявили об отказе впредь подчиняться Великобритании и провозгласили себя новой страной — Соединенными Штатами. Проголосовав за отделение от метрополии, делегаты приняли Декларацию независимости, а день ее подписания — 4 июля — объявили государственным праздником.

 

Позже американцам не раз казалось, что дата 4 июля имеет в истории страны некое мистическое значение: так, по странной случайности, именно в этот день, спустя 50 лет после принятия Декларации, скончались сразу двое из ее подписантов — Джон Адамс и Томас Джефферсон, успевшие до этого побывать президентами США. Правда, оба были уже в весьма преклонном возрасте. А ровно пять лет спустя, 4 июля 1831 года, умер еще один высший руководитель страны — Джеймс Монро. К счастью, дело поправил Калвин Кулидж, 30-й президент, которому удалось 4 июля, наоборот, родиться. Между прочим, долгое время американцы отмечали главный национальный праздник «за свой счет»: выходной в этот день не оплачивался. И лишь в 1938 году День независимости официально стал нерабочим.

Два с лишним столетия в разросшейся стране, включающей в себя уже не тринадцать, как в начале, а пятьдесят штатов, в День независимости проходят повсеместные торжества. К празднику начинают готовиться заранее. Каждый населенный пункт — от мегаполиса до небольшого поселка — составляет свою программу. Основные ее составляющие вполне традиционны, хотя иногда кажется, что чем меньше городок, тем изобретательнее его жители. С самого утра на тротуарах вдоль главной улицы выстраиваются ряды стульев и шезлонгов — так их владельцы занимают «места в партере», чтобы не пропустить самое интересное.

Ближе к полудню под музыку местного оркестра начинают марш скауты и спортсмены, проплывают на колесницах нарядные королевы красоты и отцы города. Следом за ними демонстрируют своих «стальных коней» члены клуба мотоциклистов, приветственно гудят следующие гуськом машины пожарной станции. Затем появляется череда старинных автомобилей — предмет гордости и многолетних забот их хозяев. Каждый участник или зритель парада имеет на себе или при себе нечто бело-красно-синее, звездно-полосатое, расцветкой напоминающее американский флаг: цилиндр, косынку, майку, юбку, длинную голосистую дудку. И все без устали машут флажками. Одновременно на стадионах проходят матчи и концерты, в скверах и дворах устраиваются пикники, разносится аппетитный аромат традиционного барбекю. А вечером воздух наполняется оглушительными звуками петард и фейерверков.

Американцы — народ практичный, зря денег на ветер швырять не будут. Между тем, понятно, что подобные празднования обходятся как местным, так и центральным властям в копеечку. Чем же продиктована подобная щедрость? Ответ однозначен: необходимостью воспитывать и поддерживать в гражданах патриотический дух. Его в Америке настойчиво прививают с младых ногтей и не стыдятся этого, не называют «национализмом» или «шовинизмом». Еще задолго до Дня независимости магазины заполняются одеждой, взрослой и, особенно, детской, с патриотической символикой. И никого, к примеру, не смешит слюнявчик с надписью: «Я люблю Америку». Пусть младенец впитывает этот лозунг с молоком матери.

В журналах для молодых родителей то и дело появляются статьи на подобные темы. Вот примеры заголовков: «Десять вещей, которым патриотически настроенные родители должны научить своих детей» или: «Десять способов научить ребенка любить Америку». Согласно им, ребенок должен: знать слова национального гимна и правильно вести себя во время его исполнения, знать свои обязанности как гражданина, знать основные события и имена людей, сыгравших важную роль в отечественной истории, приветствовать военнослужащих как защитников своей страны и многое другое в том же духе. Подобной цели служит и альманах «Наша Америка. 15 патриотических песен», рекомендованный для детских хоров. Их названия говорят сами за себя: «Боже, благослови Америку», «Америка прекрасна», «Эта Земля — твоя и моя», «Мы — единая семья».

Возможно, кому-то такое настойчивое внедрение любви к родине покажется слишком прямолинейным и чрезмерным. Но американцы так не думают, у них патриотизм всегда «в моде» — нравится это другим народам или нет. А хорошо это или плохо — судите сами.

 

Ирина МАККЕЙ

Калифорния

Фото автора

 

Дружная семья авторов «НВ» пополнилась еще одним перышком. В Калифорнии (США) приступила к работе наш внештатный корреспондент Ирина ТОЛСТИКОВА (МАККЕЙ). Ирина — выпускница МГИМО, журналист­международник, при этом окончила еще и две аспирантуры — Института мировой экономики и международных отношений РАН и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Кандидат филологических наук. Ее статьи, корреспонденции и интервью с деятелями искусства и представителями русского зарубежья хорошо знакомы читателям газеты «Культура», журналов «Свой» и «Русский язык за рубежом».

Что касается публикаций в «Новом вторнике», то для нашего еженедельника Ирина будет писать преимущественно о том, о чем мы по привычке спрашиваем, используя самый «наивный» вопрос — «А как у них?», проводить параллели между различными сторонами жизни в России и за океаном. Сегодня мы публикуем первый материал Ирины Маккей из этого цикла.

 

Патриотизм «в моде»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend