Тайна «Востока»

Только после своего исторического полета Гагарин узнал о старте корабля-спутника с таким же названием.

 

— А разве «Восток» уже летал? — удивился Гагарин.

— Не раз и не два, — улыбнулся ведущий конструктор Олег Ивановский. — И, к счастью, почти всегда возвращался на Землю.

— Почти? — переспросил лейтенант Гагарин.

— Один раз он улетел совсем в другую сторону, — Ивановский не стал пояснять, что он имел в виду.

 

И только после своего исторического полета майор Гагарин узнал о старте корабля-спутника, который тоже носил название «Восток». Случилось это всего за восемь месяцев до его полета.

А еще раньше, 29 апреля 1959 года, в ЦК КПСС была отправлена записка, подписанная авторитетами науки и ракетостроения, в котором речь шла о создании спутника-разведчика под шифром «Восток». В документе назывались и цели создания такого спутника — «разведка территории возможного противника», «разведка военных и промышленных устройств по их инфракрасному излучению» и так далее.

В документе, как бы невзначай, отмечалось: «Реализаций основных технических решений, связанных с созданием ориентированного автоматического спутника-разведчика, позволит в дальнейшем приступить к разработке искусственного спутника-разведчика с человеком».

Почему же сразу не написать, что секретный «Восток» нужен для полета человека?

15 мая 1960 года состоялся первый старт «Востока».

Академик Б. Черток вспоминал: «Коммюнике сочиняют Королев, Келдыш, Ишлинский и Гришин. Главный маршал слушает их споры, принимает доклады из Москвы и, кажется, переживает сильнее всех… Наконец принято историческое решение: назвать 1-КП «космическим кораблем».

— А почему бы и нет, — говорит Королев, — есть морские, есть речные, есть воздушные, теперь появятся космические корабли!

В мае 1960 года надо было запустить два аппарата.

До августа — три 1К (то есть «Востока») для отработки систем пилотируемого корабля и разведывательной аппаратуры.

В сентябре-декабре еще три корабля с системой жизнеобеспечения. Для ее проверки потребовались собаки.

Для первого полета в космос с возращением на Землю летом 1960 года были подготовлены Лисичка и Чайка.

Вспоминал О. Ивановский, ведущий конструктор «Востока»: «В одной компании с собачонками в полет готовилась «команда» крыс, мышей и мух. Мух не простых, а мух-дрозофил, серьезнейшего объекта генетических исследований. Кроме животных должны были лететь и представители мира растительного — традесканция, водоросли, семена лука… Я был на верхнем мостике стартового устройства, когда медики привезли кабину с Лисичкой и Чайкой. Через несколько минут ее подняли наверх, мы установили ее в спускаемом аппарате и подключили ко всем питающим ее электрическим цепям…»

Это было 28 июля 1960 года.

В 13 часов 10 минут маршал Неделин передал по спецсвязи телефонограмму в ЦК КПС: «Сегодня работали Восток-1 двенадцать часов двадцать семь минут по московскому времени тчк Пуск неудачный на пятнадцатой секунде полета произошел взрыв, остатки изделия упали на территории полигона вне населенной местности тчк…»

19 августа новый старт. В космосе Белка и Стрелка. Именно на их долю выпала после Лайки ошеломляющая космическая слава…

1 декабря полетели Пчелка и Мушка. При возвращении на Землю они погибли…

В конце декабря еще один пуск, и снова неудача…

Новый 1961 год создатели космической техники встретили в унынии… И лишь Сергей Павлович Королев излучал оптимизм. Он был уверен, что череда неудач закончилась.

Как всегда, Сергей Павлович оказался прав.

Космонавты знали о неудачах лишь по официальным сообщениям, когда информацию утаить уже было невозможно. Однако характер подготовки к полету свидетельствовал, что будет нелегко.

Первые экзамены прошли в январе.

В своем дневнике 6 января генерал Н. Каманин записал: «Сегодня Главком ВВС подписал приказ о назначении комиссии по приему выпускных экзаменов у первых шести слушателей. Председателем комиссии назначен я, заместителем — Бабийчук. Сдавать экзамены будут следующие товарищи: капитан В.Ф. Быковский, капитан А.Г. Николаев, капитан П.Р. Попович, ст. лейтенант Ю.А. Гагарин, ст. лейтенант Г.Г. Нелюбов, ст. лейтенант Г.С. Титов».

«Опрос» каждого кандидата шел около часа. Экзамен выдержали все. Тем не менее, комиссия установила очередность кандидатов на полет: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович…

Позже появится легенды, мол, «Первого» выбрал Королев или даже Хрущев. На самом деле все обстояло иначе: Юрий Алексеевич Гагарин стал первым претендентом за двенадцать недель до своего старта.

9 марта в день рождения Гагарина корабль ЗКА №1 вышел на орбиту. Он совершил одновитковый полет вокруг Земли.

Из дневника Н. Каманина: «В деревне Старый Токмак у сельсовета собралась большая толпа колхозников и детей — всем не терпелось увидеть собачку, которая за полтора часа на высоте более 200 километров облетела всю планету. Пока я разговаривал по телефону с Москвой, Владимир Иванович Яздовский успел показать сельчанам Чернушку и прочитать им самую короткую, но убедительную лекцию об исследовании космоса».

25 марта стартовал корабль ЗКА №2. Его провожали космонавты, которые уже приехали на полигон Тюра-Там. Имя собачке дал Юрий Гагарин — Звездочка.

Полет прошел без замечаний.

10 апреля Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и дочкам. На всякий случай, если вдруг что-то случится в полете. Там были такие строки: «Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая…»

Сообщение о полете первого человека в космос было передано по радио через 55 минут после старта, а в 12.22 было сообщено, что в 10.55 корабль «Восток» совершил посадку.

С этой минуты майор Юрий Гагарин и корабль «Восток» навсегда вошли в историю человечества.

 

Владимир ГУБАРЕВ

научный обозреватель «НВ»

 

4Gubar_COLOR

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend