С малого бизнеса дерут 70 шкур

У семи нянек дитя оказалось без глазу

 

Почему президент Владимир Путин говорит о поддержке малого бизнеса, который позволяет удержаться на плаву миллионам людей в период затяжного кризиса, а исполнительная власть на местах продолжает его гнобить? Об этом размышляет директор института актуальной экономики, кандидат юридических наук Никита ИСАЕВ.

 

Ситуация, признаться, неутешительная, — констатирует наш собеседник. — С одной стороны, чиновники всех мастей и общественные деятели много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. С другой — реальную поддержку в рамках антикризисного плана получили лишь 4,5% предпринимателей. Цифра ничтожна. Конкретные меры поддержки, которые считались чуть ли не панацеей — налоговые каникулы или льготные кредиты, реализовываются не системно, а регионы зачастую делают это настолько «на свой лад», что не только не улучшают, а порой еще и усугубляют положение бизнеса.

Например, на федеральном уровне было заявлено о необходимости налоговых каникул (решение об их введении принимается региональными властями. — Ред.). Фактически же — одни сплошные ограничения! Скажем, действующим предприятиям не дают перерегистрироваться — они же, мол, таким образом уклоняются от налогов. В итоге в трети регионов каникулы не были введены вовсе.

Кроме того, на региональном уровне постоянно возникают новые платежи — сбор за утилизацию отходов, портовые сборы и т.д. На федеральном уровне сейчас 50 таких сборов, в некоторых регионах — до 70. Чего стоят только самые известные — торговый сбор в Москве и сбор за проезд грузовиков по федеральным трассам!

Это происходит, в первую очередь, потому, что в условиях кризиса чиновники судорожно начали искать способы пополнения бюджетов. Нехватка средств сегодня и в бюджетах субъектов РФ, и в бюджетах муниципальных образований, и в Пенсионном фонде. Беда в том, что способы эти, к сожалению, в большинстве своем недальновидны и рассчитаны на быстрые варианты пополнения бюджетов за счет роста финансовой нагрузки на предпринимателей. При этом не берется в расчет то, что реальная помощь и растущий спрос могут сделать для экономики намного больше, чем стремительно и непоследовательно увеличивающиеся сборы, приводящие к снижению зарплат, уклонению от уплаты налогов и банкротствам.

Конечно, намного проще и быстрее заткнуть дыры в бюджетах за счет денег простых людей и малого бизнеса, чем провести ряд стратегических действий, которые неминуемо должны затронуть убыточные госкорпорации с непомерно высокими зарплатами их руководства.

Проблема нынешней системы состоит в том, что все действия рассчитаны на короткую дистанцию. Сегодня заморозили пенсионные накопления, заткнули дыру в бюджете. А завтра введем очередной сбор для малого бизнеса, замаскировав тем самым еще какой-нибудь промах в планировании.

Отдадим должное: определенные попытки урегулировать ситуацию на местах предпринимаются. Но такие действия в основном исходят от президента страны — это и указание главы государства снизить неналоговые выплаты, и замена губернаторов ряда областей. А чтобы добиться реального конечного результата, необходимо все же решиться сделать главным экономическим драйвером не госкомпании и ресурсный сектор, а малый и средний бизнес, реформировать как налоговую систему с целью перераспределения налогов в пользу местных бюджетов, так и систему местного самоуправления. Пока же полная налоговая нагрузка на предпринимателей в России составляет около 47%. Для сравнения — в США 43,9%, в Норвегии — 39,5%, Великобритания — 32%, Швейцарии — 28,8%, Канаде — 21,1%.

 

Андрей КНЯЗЕВ

Рисунок Александра ХОРОШЕВСКОГО

 

s-malogo-biznesa-derut-70-shkur

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend