Идем на Луну?

Сенсация: в Сибири создали машину, способную пробурить насквозь и Землю и ее вечный спутник

 

Она называется «Геоход», и подобно тому, как самолет пронизывает атмосферу, необычная машина способна пронзать земную и прочую твердь.

 

Я видел эту удивительную машину в цехах завода в Кемерово, где идут заключительные операции по ее монтажу и подготовке к заключительным экспериментам, которые должны показать, насколько реальна революция в горном деле. Главный конструктор доктор технических наук Владимир Аксенов рассказал:

— Идея родилась, когда еще я был молодым. Первые экспериментальные образцы появились в «Метрострое», но это все происходило в 90-е годы, а потому продолжения не получилось. В 2004 году я вернулся в науку, защитил докторскую диссертацию. Тогда и потребовалось создать команду, которая могла бы конструировать уникальные установки.

Это мне удалось осуществить. Сейчас наша команда одна из лучших в стране. Появилась концепция новых машин. Мы рассматриваем процесс выработки как «полет в твердой среде». Полет самолета — это движение твердого тела в воздушной среде. Отсюда пошло развитие самолетостроения, вертолетостроения, ракетной техники — появилась теория летательных аппаратов. Когда-то молодые конструкторы придумали движитель, который дает возможность твердому телу двигаться в воздухе — это был пропеллер. И с него все пошло.

Аналогичная ситуация сложилась и в подводном флоте. Гребной винт открыл такую возможность. Динамика подводных аппаратов развивается стремительно, особенно в нашей стране. А вот в горном деле все не так! Мы опустили под землю строительную технику, которая хорошо работает на поверхности. Это бульдозеры, тракторы. Мы делали проходческие комбайны и щиты. Но для того, чтобы разрушать породу, приходится увеличивать их массу, так как на них действует «обратная сила» — третий закон Ньютона никто не отменял. Масса комбайнов выросла до 150 тонн, а щитов — уже превышает тысячу. Это уже мастодонты, и отправить их, к примеру, на Луну просто невозможно!

Я упомянул Луну не случайно — уже ведутся разговоры о том, чтобы возить оттуда полезные ископаемые… Мы создали движитель, который, взаимодействуя с самой средой, создает силу тяги. Машины мы назвали «геоходами». Это по сути проходческие агрегаты, которые движутся в твердой среде, используя ее саму… Перед вами яркий представитель семейства «геоходов». На его внешнем контуре есть специальные фрезы, а на хвостовой секции крылья как элемент противовращения. То есть всю силовую раскладку мы передаем на породу, и это позволяет резко снизить массу машины. Это полная противоположность постулату, принятому в горном машиностроении — что, дескать, для эффективной проходки надо увеличивать вес! И теперь уже можно использовать самые современные материалы, в частности, композитные.

Итак, мы имеем дело с новыми технологиями, новыми машинами и новыми областями применения их. Ничего подобного нет не только в России, но и в мире. Машины можно использовать везде — от прокладки коллекторов в городах, в шахтах, при строительстве метро, для спасательных работ и, конечно же, в военных делах. Мы являемся лидерами в этой области, и это признают и за рубежом. Наша команда включает в себя как опытных ученых, лучших конструкторов горных машин, так и молодых исследователей и специалистов, в том числе студентов Томского политехнического университета. Глаза у них горят, когда они видят «геоход». Создается новая программа по созданию комплекса машин для горного дела, и в ней найдется место каждому талантливому молодому выпускнику «Политеха». Наука, в моем понимании, — это разведка. Она должна добывать новую информацию, приносить ее людям, которые способны ее реализовывать.

Я поинтересовался у Владимира Валерьевича Аксенова о Луне, почему говорят, что «геоход» лучше всех других машин способен там работать?

— Всегда мечтал о космосе, — ответил конструктор, — но «приблизиться» к нему не удалось. Это сделал мой тезка, он дважды летал. Частичка его славы досталась и мне: некоторые думали, что именно я — космонавт. А мечта жива до сих пор, в какой-то степени она реализовалась в «геоходе». Он способен очень эффективно работать на Луне, и даже, если потребуется, пробурить ее насквозь!

 

Владимир ГУБАРЕВ

научный обозреватель «НВ»

КЕМЕРОВО — МОСКВА

 

idem-na-lunu

Похожие статьи