Принуждение к послушанию

Петр Порошенко изощряется в репрессиях, чтобы удержаться у власти

 

Недовольство людей резким падением уровня жизни и милитаристской политикой «ястребов войны» еще не достигло крайней отметки кипения, однако все чаще выливается в уличные протестные акции.

 

Тщетные попытки «государственных мужей» оправдать катастрофические провалы в экономике и фактически наступивший финансовый дефолт исключительно «агрессией России» уже не воспринимаются всерьез, а то и вовсе встречаются в штыки: «Хватит нас оболванивать!».

На глазах простых украинцев по-прежнему идет жестокая борьба между жирующими олигархическими кланами, а значит и среди их представителей в различных властных структурах. Дошло до того, что транслируемые по ТВ заседания Кабинета министров приходится прерывать из-за перепалок, отборной ругани, а то и рукоприкладства. К примеру, на днях министр здравоохранения, грузинский «засланец» Александр Квиташвили (кстати, уже подавший прошение об отставке), грубо обвинил в развале своего ведомства других членов правительства, «мешающих проводить реформы и жадничающих при распределении средств».

Вообще кадровая политика стала в Украине притчей во языцех. Выдвиженцы на все «хлебные» должности подбираются по принципу личной преданности и чрезвычайно распространенного в республике кумовства. Делается это от вседозволенности демонстративно и цинично. Назначение глав областных и районных госадминистраций — прерогатива только президента. Вот и меняет он их чуть ли не каждый месяц, ставя задачи обеспечить в регионах тишь да благодать и раболепство перед официальным Киевом. Вполне естественно, что добиться этого вряд ли возможно, потому и «летят головы» чиновников, не справившихся с доверием «гетмана».

Куда хлопотнее и опаснее Порошенко иметь дело с мэрами крупных городов, ставших самостоятельными политическими игроками и противящихся узде. Сместить их с постов нельзя — должности выборные. Приходится расплодившейся президентской челяди по приказу своего шефа искать любые способы принуждения к послушанию.

Особенно характерно это в отношении мэра Львова Андрея Садового — авторитетного председателя всеукраинской партии «Самопомощь», являющегося к тому же общепризнанным перспективным кандидатом на то, чтобы отобрать у Порошенко президентскую булаву. К нему все пристальнее присматриваются уже и на Западе, где тасуют карты украинских кадров. Даже там оценки Садовому даются лестные: прогрессивен, коммуникабелен, не до конца одурманен идеями национализма, не участвует в гонке за бизнес-активами, предпочитая ей партийно-хозяйственную деятельность.

Не желая безропотно плясать под дудку «революционеров», совершивших государственный переворот, львовский мэр отличается прагматичностью в оценке ситуаций и в своих действиях. Он первым решительно выступил против изменений в Конституцию Украины, предложенных командой Порошенко, обоснованно усмотрев в них попытки узурпировать власть путем значительного расширения полномочий главы государства.

Фракция «Самопомощи» в парламенте уже предупредила, что на внеочередной сессии 31 августа не поддержит предложенные инициативы. Во избежание кривотолков Садовой выступил на одном из телеканалов и открыто заявил: «Давлением, шантажом, угрозами, вероятно, можно насобирать необходимое количество голосов для принятия позитивного решения, но в таком случае депутаты возьмут на себя ответственность за содеянное перед будущими поколениями».

Понимая, что провал с «подгонкой» Конституции под себя еще сильнее расшатает под ним комфортное кресло, Порошенко объявил мэру Львова войну. А как иначе назовешь всякого рода грязные пасквили и коварные происки по переманиванию однодумцев Садового в чужой лагерь, вбивание клиньев в его отношения с авторитетными и влиятельными в регионе людьми. Так, первого заместителя мэра Олега Синютку президент не только срочно и вопреки всем прогнозам назначил губернатором Львовщины, но и председателем областной организации своей партии. Цель всем ясна: будет кому «давить» на строптивого потенциального конкурента на вполне возможных досрочных президентских выборах. Для этого же «перевербована» Анна Гопко, бывшая первым номером в списке партии Садового на прошлогодних парламентских выборах. Теперь она то и дело устраивает провокационные демарши против градоначальника, сочиняя о нем небылицы.

Не гнушается Порошенко и явными преследованиями близких к Садовому людей, втягивая их в неправедные судебные тяжбы. Когда же львовские служители Фемиды не пошли у него на поводу, он немедленно уволил их и специальным (?!) указом назначил на их должности покладистых судей из других областей. Разумеется, указание по шельмованию мэра получены и Генеральной прокуратурой, и Службой безопасности, которые выискивают любые зацепки для того, чтобы опорочить его. Более того — из аппарата президентской администрации во Львов направлены ушлые юристы для «координации действий в период подготовки и проведения местных выборов». Попросту говоря, их конкретная задача: не допустить избрания Садового мэром на очередной срок и развалить изнутри партию «Самопомощь» вплоть до последующей ликвидации ее Министерством юстиции.

Парадокс творящегося беззакония в том, что эта политическая сила — составная часть парламентской коалиции, пока еще имеющей абсолютное большинство в Верховной Раде. Надолго ли? Явные претенденты на выход из нее (после «Самопомощи») — фракции Радикальной партии, лидер которой, Олег Ляшко, публично призвал поднять Порошенко на вилы, и «Батькивщины» с жаждущей реванша на всех фронтах Юлией Тимошенко. Остро конфликтующие стороны настолько ослеплены ненавистью друг к другу, что не ограничиваются словесными дуэлями, а готовы и к вооруженным противостояниям. Их «козырь», безусловно, «Правый сектор». Желающих прибегнуть к его услугам много. Но и кроме него, охочих устроить «заварушки» и «поразвлечься» стрельбой в кого угодно на Украине предостаточно — счет дезертировавших из зоны проведения АТО «доблестных защитников родины», прихвативших с собой оружие и боеприпасы, давно идет на несколько десятков тысяч!

 

Степан ЛЕВЧУК

собкор «НВ»

КИЕВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend