Без паники, мужики!

Что стоит за предложениями по ограничению поголовья скота в личных подсобных хозяйствах.

 

Вот уже третью неделю владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ) обсуждают новость о якобы принудительном сокращении поголовья содержащихся в них животных.

 

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Владимир Плотников рассказал, что стоит за предложениями по ограничению поголовья в личных подсобных хозяйствах.

Глава Ассоциации сразу подчеркнул, что, учитывая особую значимость личных подсобных хозяйств, руководство страны не допустит перекосов и перегибов при принятии решений относительно регулирования деятельности ЛПХ. «Никакой паники, никакого беспокойства ни у кого не должно быть», — отметил он.

Личные подсобные хозяйства — уникальное российское явление. Это одна из несущих опор воспроизводства сельской семьи, уклада сельской жизни, национальных традиций. Это важнейшая составляющая российского АПК и, нравится это кому-то или нет, они — реальные кормильцы, заявил президент АККОР. В ЛПХ содержится 48% коров, 46% овец и коз, производится 71% мяса крупного рогатого скота, 80% картофеля, 70% овощей.

Во многом это достигнуто благодаря разным формам государственной поддержки, в том числе освобождению от уплаты налогов и сдачи отчетности, субсидированию процентной ставки. Люди поверили государству, сумели нарастить объемы производства и увеличили поголовье. В результате появилось много высокотоварных хозяйств. Есть даже такие, в которых содержится по 10 тысяч овец, тысячи свиней, сотни коров.

Казалось бы, таким высокотоварным хозяйствам прямая дорога — в предпринимательский сектор, в крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Однако, на практике получается наоборот — только за три последних года более 93 тыс. КФХ преобразовались в личные подсобные хозяйства.

«Главная причина — невыносимое административное давление, невозможность выполнения жестких ветеринарных, санитарных, экологических и иных требований, — сказал Плотников. — К примеру, ферма должна стоять в 500 м от жилья, иметь теплый дезбарьер, крематорий для уничтожения павших животных и прочее».

Журналисты спросили Плотникова, откуда ноги растут у взбаламутившей общество новости. Он сообщил, что по итогам состоявшегося в Краснодаре совещания о ходе уборочной председатель правительства поручил прислушаться к инициативе ставропольского губернатора об ограничении численности сельхозживотных, содержащихся в ЛПХ. Такие ограничения должны быть разработаны Минсельхозом, Минэкономики и Минфином при участии региональных властей до 23 сентября.

Глава Ставрополья заявил о том, что «в РФ нет четкого критерия ЛПХ. Есть люди, которые якобы держат личное подсобное хозяйство, у которых отара — 14 тыс. овец, бычков под 1,5 тыс., и они тоже являются участниками личного подсобного хозяйства. При этом он не индивидуальный предприниматель, никаких страховых взносов не платит, занимается фактически вредительством и создает социальную напряженность», пожаловался господин Владимиров. Сам он оценил предельную численность сельхозживотных в одном хозяйстве в «пять голов крупного рогатого скота и 20 овец».

Напомним, подобные ограничения подсобных хозяйств уже имели место при хрущевских реформах 1950-х, когда участки, предоставляемые колхозникам для ЛПХ, были сокращены с 0,5–0,25 га до 0,1–0,25 га, что вызвало многочисленные протесты и отток около 7 млн селян в города. Ограничение численности индивидуального скота у рабочих совхозов и принуждение колхозников сдавать свой скот государству в счет мясозаготовок привели к сокращению поголовья.

Что же, по мнению главы АККОР, следует в ближайшее время предпринять, чтобы деятельность ЛПХ стала более эффективной?

— Записывайте, — говорит Плотников и начинает загибать пальцы. — Первое: изменить действующие нормативно-правовые акты по содержанию скота и птицы на семейных фермах с учетом особенностей ЛПХ и других малых форм хозяйствования (разумное удаление хозяйств от дорог и жилья, возможность построить свой дом на принадлежащих земельных угодьях, отмена требований по отапливаемым санпропускникам и строительства биотермических ям и т.д.). Второе: распространить патентную систему налогообложения при переходе ЛПХ в другие формы хозяйствования с уплатой минимально фиксированной суммы 1 раз в год. Третье: использовать отчетность в статистические органы по самой упрощенной форме (общее количество произведенной продукции 1 раз в год). Четвертое: дать возможность регионам самостоятельно определять пороговые значения параметров ЛПХ, исходя из местных условий и особенностей. И, наконец, пятое: увеличить государственную поддержку ведомственных целевых программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», доказавших свою эффективность и востребованность, с 6 до 25 млрд рублей с учетом поступивших заявок регионов.

По словам Плотникова, эти и ряд других предложений по вопросам деятельности личных подворий АККОР направит в правительство РФ, Минсельхоз РФ, Государственную Думу.

«При реализации таких мер должны быть приоритетными интересы крестьян, тогда и государство выиграет», — подчеркнул президент АККОР.

 

Александр РЫБАКОВ

спецкор «НВ»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend