С вещами — на выход

Сотни тысяч львовян и жителей других городов Западной Украины могут вскоре услышать такие законные (!) требования от поляков.

 

Уже в который раз приходится возвращаться к вопросу о том, что 700-страничный текст Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом читало в стране мизерное число людей. Поэтому некоторые его положения, уже вступающие в силу, вызывают оторопь, ставят в тупик, вызывают панику.

 

К примеру, в Галичине сейчас только и говорят о неминуемо грядущей реституции. От этого латинского слова веет ультиматумом, оно может стать приговором для множества владельцев квартир и домов.

В юридическом смысле реституция означает восстановление в прежнем правовом, имущественном положении. Для международных отношений — это возвращение одним государством другому незаконно захваченного имущества. Так произошло в бывших прибалтийских советских республиках, вступивших после обретения независимости в ЕС, а еще раньше — в других странах Восточной Европы. На очереди Украина?

Да, так оно, судя по всему, и будет. Уже потирают руки бывшие владельцы недвижимости или их наследники в Австрии, Румынии, Чехии, Венгрии… Но первыми и наиболее громогласно заявили о своих жестких претензиях поляки, объединившиеся в специальную организацию «Реституция Крессов» (так они называют украинскую территорию, до 1939 года принадлежавшую Польше). Ее члены, не дожидаясь окончательного вступления соседей в «европейскую семью», готовы завалить официальный Киев исками, опирающимися на Соглашение об ассоциации. Руководитель этой организации Конрад Рекас объявил: «Мы создали группу юристов, которая собирает необходимую базу данных и с соблюдением всех правовых процедур займется возвращением недвижимости, имущества или компенсациями. В списках претендентов уже около 100 тысяч человек, а цена вопроса — десятки миллиардов евро».

Кто бывал во Львове, Луцке или Ивано-Франковске, хорошо знает, что в центрах этих городов преобладают так называемые «польские дома»: старинная архитектура, огромные комнаты, высокие потолки… Стоимость таких «квадратов» в нынешнее время запредельная. Как же вести расчет малоимущим слоям населения, которым будет некуда выехать? Надеяться, что родное правительство предоставит равноценное жилье? Это, разумеется, утопия. Тревожное ожидание нарастает, проблема может стать небывало острой.

Увы, то, что очень волнует простых людей, вовсе не интересует высшее руководство. Более того — Министерство иностранных дел не стесняется превратно толковать ситуацию и успокаивать: «По существующим межгосударственным соглашениям поляки не вправе ставить вопросы о реституции. Мы им ничего не должны». Хотя бы кто-то из дипломатов или других чиновников заглянул в Соглашение об ассоциации с ЕС (опять не обойтись без ссылки на него), где четко прописано, какие именно двусторонние договоры перестают действовать!

Зная о такой ущербной украинской позиции, глава польской партии «Смена» Матеуш Пискорский не преминул предупредить, что ссылки на давние стандарты защиты недвижимости и имущества от прав на них прежних владельцев и наследников беспочвенны. «Сначала мы попробуем решать неизбежные проблемы цивилизованно, — сказал он. — Если же начнут возникать непреодолимые противоречия, то станем направлять иски в суды различных инстанций, которые примут решения в нашу пользу, исходя из международных обязательств Украины».

Вот и приходится теперь галичанам с замиранием сердца выглядывать в окна: а не идут ли уже с исполнительными листами неумолимые судебные приставы?

 

Степан ЛЕВЧУК

собкор «НВ»

ЛЬВОВ

 

 

NB!

В послевоенные годы правительство Польши обратилось к Сталину с просьбой перенести памятник Адаму Мицкевичу из Львова в Варшаву. «Вождь народов» ответил: «Конечно, Мицкевич — великий польский поэт, но он принадлежит всему человечеству». Пример очень хорош для подражания, однако кто теперь осмелится сказать подобное?

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend