Земля без хозяина

Вот уже, считай, четверть века по заброшенным сорока миллионам гектаров полей — от Калининграда до Дальнего Востока — гуляет ветер.

 

Несколько лет назад в Кикнурском районе Кировской области у одного сельского предпринимателя спросил, сколько у него земли. Он хитро улыбнулся и ответил: арендую столько-то га земельных паев, но, если надо накосить сена для коров или для продажи, выбираю самое лучшее поле и кошу косилкой — все равно земля пропадает. И так по всей матушке России.

 

В связи с этим вспоминается выступление президента АККОР Владимира Плотникова на 26 съезде фермеров России:

— Хаос царит в земельном вопросе, — сокрушался он. — Причем организованный и управляемый коррумпированной бюрократией. Земельные доли, которые получили еще в начале 90-х, в основном, так и не выделены. И первый вопрос, на который нужно дать ответ: кому реально принадлежит земля? Необходимо установить и обнародовать имена фактических собственников земель. Ведь зачастую они прячутся (не без оснований) за вывесками АО, фирм, компаний, банков, уходят в офшоры.

Сегодня есть лендлорды, владеющие огромными «наделами» (при этом, некоторые из них живут за границей), а есть фермеры с клочками земли. Не зря фермерский люд возмущается и предлагает ограничить площадь одного землевладения до 10 процентов от сельхозземель муниципального образования, установить прогрессивный налог в зависимости от размера земельной собственности. Очень важно облегчить получение и оформление земли в собственность. К слову, на Дальнем Востоке решено каждому жителю или переселенцу, желающему заниматься сельским хозяйством, предоставлять по гектару земли. Правда, шибко желающих заняться сельским хозяйством здесь не прибавилось.

Вот что сказал мне по этому поводу гендиректор фермерской ассоциации Тульской области Вячеслав Андриянов:

— Выделение одного гектара земли для ведения сельского хозяйства — это курам на смех. Как развернуться на этом лоскутке? Крепкий хозяйственник знает, что ничего серьёзного на одном гектаре сделать не удастся. Кроме того, землю могут выделить без инфраструктуры в отдаленных районах. Серьезную конкуренцию сельхозпроизводителям на Дальнем Востоке составят китайцы, которые по многим показателям (и прежде всего — в цене) дадут сто очков форы. В условиях экономического кризиса россияне не потянут такие инвестпроекты на Дальнем Востоке, а граждане Китая довольно охотно вложат свои сбережения, причём в самые неприглядные для россиян участки.

Китайский фактор упомянул в блиц-интервью автору этих строк и член комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик (в начале девяностых прошлого столетия — министр сельского хозяйства страны. — Ред.):

— Один гектар для сельхозобработки — это ни то, ни сё, маловато… Китайцы завалили Дальний Восток овощами, начиная с Красноярска и Иркутска. Я приехал в Красноярск — на противоположной стороне Енисея комбинат овощей распилили на склад. Мне показали, был овощеводческий совхоз, теперь акционерное общество. Китайцы получили в аренду землю и каждый год её переоформляют. Они умеют грамотно хозяйствовать.

А пока миллионы гектаров земли зарастают в стране бурьяном.

— Проблема деградации земель имеет масштабный характер, — заявил в июне с.г. директор Департамента мелиорации Минсельхоза России Даниил Путятин. — Ежегодный недобор сельскохозяйственной продукции, в том числе по причинам засухи и деградации земель сельскохозяйственного назначения, составляет до 47 млн тонн зерновых единиц.

Тем временем власти Забайкалья, как известно, подписали с китайской компанией «Хуаэ Синбан» протокол о намерениях передать в аренду инвесторам из КНР 115 тыс. гектаров залежных земель и пастбищ в крае. Многие политики, хозяйственники, да и просто жители этого региона испугались угрозы расселения китайцев в крае, порчи земли вредными удобрениями и, в конечном итоге, отторжения «китайских» участков. При этом границы территорий, которые могут отдать в аренду, еще не определены. Известно лишь, что это будут участки в Нерчинско-Заводском, Улетовском, Сретенском, Шилкинском районах и на территории Агинского Бурятского округа — по сути, это — заброшенные земли, не интересные российским фермерам со времен развала колхозов из-за неблагоприятного климата и больших затрат.

Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский особо подчеркнул: китайских производителей обяжут создать современные конкурентоспособные растениеводческие, животноводческие и перерабатывающие производства с использованием экологичных технологий. Как считают власти, партнерство с КНР позволит привлечь в край инвестиции в объеме 27 млрд руб. Для сравнения: в апреле Ильковский прогнозировал, что дефицит бюджета региона к концу 2015 года может достигнуть 25 млрд руб., и это в четыре раза больше, чем было в 2011 году. Поэтому некоторые эксперты в Забайкалье не видят в иностранной аренде территорий ничего плохого.

— Земля — это тот ресурс, который Забайкальский край должен использовать, — говорит профессор кафедры мировой экономики Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права Светлана Грибова. — Чтобы не было истощения земель, должен быть заключен договор, определяющий правила и порядок использования земли, чтобы не наносить ей ущерб. То есть, это не вопрос сдачи земли в аренду, а вопрос условий, на которых мы ее сдаем. И дело властей — правильно урегулировать эти отношения. До войны китайцы здесь успешно занимались огородничеством. Почему нельзя это сделать сейчас? Если мы не в состоянии самостоятельно использовать эти земли, то что мы теряем?

Есть и противоположная точка зрения: государство должно стимулировать аграриев-россиян, чтобы они здесь работали, иначе земля действительно отойдет другой стране.

— Свои земли надо возделывать самим, тем более в приграничном регионе. Сюда надо заселять людей и тем самым удерживать эти территории, — считает руководитель лаборатории Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН Мария Новикова.

Слабая информационная поддержка решения, принятого властями Забайкальского края, породила слухи и домыслы. «Мы узнали о принятом решении из СМИ, — говорит забайкальский представитель внешнеполитического ведомства Алексей Котельников. — Мы могли бы оказать информационную и методическую помощь правительству края. На стадии подготовки документов по линии МИД можно запросить российские загранучреждения, работающие в странах, где китайские компании арендуют землю. Китай активно возделывает землю в Африке, Латинской Америке, Австралии — можно изучить опыт этих стран и использовать его здесь.

 

Александр РЫБАКОВ

 

***

 

Письмо в тему

 

Игры закона

 

Известно, что земли имеют разное назначение, в том числе земли сельхозназначения и земли для индивидуальной застройки, которые в данном случае мне интересны, как и многим другим согражданам.

 

К сожалению, эти объекты в первую очередь стали «игрой закона», основного нашего закона — мешать людям жить, создавать препятствия, героически преодолевать их, создавая при этом «кормовую базу» для чиновников и коррупционеров.

В настоящее время в сельской местности, маленьких городах и поселках, особенно вблизи крупных городов, нуждающихся в трудовых резервах, как ни странно, обострилась жилищная проблема, возник острый дефицит земель для индивидуальной застройки. На селе, где пустуют (и пустовали!) миллионы гектаров земли, стало невозможно построить дом. А ведь сельский дом — это ячейка продовольственной безопасности страны, потому что он обрастает дворами со скотиной, огородами, садами, и в нём живут и размножаются люди.

Почему такое разделение земель упорно существует? Ведь никто бы не собрался картофельные и пшеничные поля застроить домами, а если бы и собрался, то всё это было бы на пользу людям и стране, тому же бюджету. Почему мы не даем людям строиться?!

Отгадка проста, приведу пример.

Группа руководящих товарищей района скупила земли сельхозназначения по цене 2000 (!) рублей за гектар (такая такса земельных паев колхозников), затем с помощью взяток и связей перевела земли сельхозназначения (всё это делается через Москву) в земли для индивидуальной застройки, а затем продала их по 100 000 рублей за сотку (10 миллионов рублей за гектар!), т.е. в 5000 раз дороже! Какие банки, какое производство дадут 5000% прибыли?

Даже в послевоенные годы строительство жилья в сельской местности было доступным. Выделялся участок, выписывался лес (а он всегда у нас был дешевым), у строящегося дома рубили сруб, ставили «козлы» для распиловки досок, собирали «помощь» (друзей, родню), и за лето дом был готов.

Вот сейчас многие области выделяют многодетным семьям землю под застройку, но не спешите радоваться — всё получилось «как всегда». Земля под строительство выделяется за несколько десятков километров от жилья, от работы, от школ, детских садов, причем люди при этом теряют социальное право на улучшение жилищных условий.

Вопрос, как эти городские «хуторяне» будут добираться на работу (завод, офис), водить детей в детский сад, школу? На джипе? Так по нашим зимним дорогам и для джипа надо прочистить дорогу, если она, конечно, есть. И не лопатой 5–10 метров, а трактором 20–30 километров! Да и откуда джип у нашей многодетной семьи, где работает чаще всего один отец (а мать получает гроши по уходу за ребенком)? Такие возможности только у местных «олигархов», но они не спешат уезжать на «кафтановские заимки».

Как-то не продумывают Законы наши народные избранники, а может, наоборот? Очень хорошо продумывают, как говорил А. Райкин: «Чтобы всегда был «дифисит». Ты меня уважаешь, я тебя уважаю, и мы с тобой — уважаемые люди!».

 

Виктор ОВРАЖНЫЙ

народный обозреватель

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend