«Странная» женщина,

или Еще одно свидетельство того, что мир держится на хрупких плечах немногих.

 

Среди моих друзей в разных городах есть те, кто помогает беженцам с воюющей Украины. Помогают, чем могут. Поддерживают, как могут. Каждая из таких историй заслуживает внимания. Только эти люди делают добро не ради славы.

 

Случайно узнала о землячке, которая раз в два месяца отправляет почтовым переводом всю свою пенсию в шесть тысяч рублей незнакомой пожилой женщине из Закарпатья.

Что подвигло её на такой поступок? В надежде получить ответ на этот вопрос, я и напросилась в гости к Галине Михайловне (по просьбе самих героинь и по ряду других понятных причин здесь и далее мы не называем их фамилий. — Ред.).

…Дверь мне открыла хозяйка скромной квартиры в типовом панельном доме: моложавая, стройная с лучистыми синими глазами. В уютной кухне за накрытым к чаю столом мы вскоре беседовали, как давно знакомые. К этому располагал и открытый характер Галины, и погожий летний день за окном, и букетик свежих ландышей, подаренный Галине Михайловне (с более пышными букетами вкупе), только что отметившей круглый день рождения.

Но несмотря на пенсионный возраст, выглядит моя новая знакомая удивительно молодо, в чем вы можете убедиться, глядя на публикуемую фотографию.

За хрупкими с виду плечами — два высших образования, которые, как она выразилась, «помогают жить». Одно педагогическое — учитель химии и биологии. Другой диплом — Ленинградской лесотехнической академии. Второе образование, по словам Галины Михайловны, помогло найти ту работу, которая по-настоящему нравилась. Мастером цеха на домостроительном комбинате она, при её энергии, трудилась бы и до сих пор, наверное, если бы комбинат не закрылся, как многие предприятия в Петрозаводске.

Три её взрослых дочери внимательны и заботливы. Старшая и средняя, получив высшее экономическое образование, живут и трудятся в Москве. Младшая руководит одним из почтовых отделений Петрозаводска.

Теперь самое большое увлечение Галины Михайловны — дача в живописном пригороде. Вот где, смеётся она, «пригодились мои знания химии и биологии плюс производственный опыт на комбинате». И не без гордости добавила, что «всем, кроме мясных продуктов, обеспечивает себя сама своим трудом на дачном огороде. На пенсию не прожить».

Тем более не укладывалось в голове, как удаётся ей периодически жертвовать свою маленькую пенсию человеку, которого она не видела ни разу в жизни. Разумеется, я не сдержалась и спросила её об этом.

— Знаете, мне повезло: предложили работу бухгалтера в дачном кооперативе. За пять тысяч в месяц. Так что ничего, не бедствую.

Почему жертвую? Понимаете, не могу спокойно жить, когда с другими обходятся несправедливо, когда беззащитные люди прячутся от снарядов, погибают и голодают. А ведь совсем недавно у них были семья, дом, работа, праздники. Мы спокойно ездили к ним, они — к нам; говорили на одном языке, читали одни книги. Теперь же их, в том же Донбассе, пытаются лишить всего этого. Ещё и принуждают считать, что настоящие герои не их деды и отцы, отстрадавшие Победу в Великой Отечественной, а Бандера, оказывается…

Когда, год назад на востоке Украины стали проводить референдумы, и в итоге появились две самопровозглашенные республики, Донецкая и Луганская, то, конечно, меня это очень волновало. И не только меня, естественно. То, что узнавала о событиях на Украине по ТВ, в Интернете, принимала близко к сердцу. Представляла себе, каково мирным людям жить под обстрелами, каково оказаться без крова, если снаряд угодил в их дом, видеть детей полуголодными, испуганными. Я думала, чем могу им помочь? Ведь их отцы, мужья, сыновья правильно делают, защищая свои дома, свой мир, свой десятилетиями отлаженный уклад жизни.

Я — медсестра запаса. Физически крепкая, могу раны перевязывать, завалы разбирать. Стала искать в Интернете, как туда попасть. Рассказала дочкам о своих намерениях. Они в слезы: «Зачем? Там опасно!». Целая семейная драма разразилась. Пока мы переживали, ополченцы, после череды отступлений, перешли, наконец, в наступдение. А я не унималась: все равно там люди нужны! Тогда дочки предложили поискать альтернативу моему душевному порыву.

К примеру, помощь какому-то конкретному человеку. Через своих знакомых нашли мне адрес пожилой женщины, но не из Донецка или Луганска, а из Мукачевского района Закарпатской области.

— В этом, самом западном, районе Закарпатья живут русины — один из коренных народов тех мест, — продолжает рассказывать Галина Михайловна. — Но украинские власти много лет не признают русинов национальным меньшинством. А русины говорят на своем языке, напоминающем наш церковно-славянский, у них свои традиции, свои древние корни.

Мало того, желание людей называться русинами новая киевская власть категорически не приемлет, считая проявлением сепаратизма.

На самом деле русины всегда были неудобны киевской власти давними симпатиями к России и тем, что всячески противились влиянию бандеровцев, тем, что являются православными Московского патриархата.

Женщину из русинского Мукачевского района зовут Мария Федоровна. Она, как и большинство её земляков, бедствует в теперешней ситуации. Наверное, как-то помогают родственники из России. А, может быть, и нет у них такой возможности.

Вот я и подумала: нас в России 150 миллионов. Если каждая или почти каждая семья найдет одного хорошего человека на Украине, чтобы поддержать его по своим возможностям, то люди там справятся с житейскими проблемами…

 

***

 

В сентябре Галина Михайловна первый раз отправила свою пенсию незнакомке из Мукачевского района. Переписываться не было возможности — в тот момент письма туда не доходили. Тогда на бланке перевода, где есть место для краткого сообщения, она догадалась писать небольшие сообщения, поздравления с праздниками: Рождеством, Пасхой. От петрозаводских родственников Марии Федоровны узнала, что переводы она получает и благодарит.

«Моя позиция четкая, — продолжает Галина Михайловна, — всегда можно найти способ помочь попавшему в беду. Не согласна с теми, кто мыслит, как одна моя знакомая: «Ой, да чем я могу помочь? Как повлиять? Ничего от нас не зависит …». Продолжать жить так, как будто ничего вокруг не происходит, дескать, сами там на своей Украине разберутся? Нет, я так не могу. И не теряю надежды, что у России и Украины общее будущее.

— Галина Михайловна, вам, должно быть, говорили, что все не так, как вы себе это представляете, что вы слишком доверяете «пропаганде в СМИ»?

— Конечно, говорили: «Да, что вы смотрите этот телевизор! Там вам такое покажут! Если смотреть украинское телевидение, то там все наоборот …». При желании, и нашу с вами беседу, если будет опубликована, кто-то причислит к пропаганде. Знакомый не так давно приезжал из Донецка и уверял, что там все тихо, мирно, люди спокойно по улицам ходят… Я не очень поверила, что так хорошо там всюду. Однако согласилась, что, действительно, нам отсюда сложно разобраться в происходящем там. В одном уверена: если на Украине война и мирным людям плохо, то плохо и России. И кто нам мешает делать то, что в наших силах? Кто нам мешает помогать друг другу?

Когда-то давно прочла в одной книжке и запомнила на всю жизнь такие слова: «Мир держится на хрупких плечах немногих».

Знаете, 9 мая, когда мы с друзьями шагали в бесконечном «Бессмертном полку», я увидела эти самые «хрупкие плечи», но многих идущих в колонне с портретами родных фронтовиков. Давно не переживала такого душевного подъема, такого родства с людьми, идущими с нами в одной шеренге… Мы вспоминали и пели песни военных лет, подсказывали друг другу слова. Никто нас не агитировал участвовать в этом полку, но более дружной и многолюдной демонстрации что-то не припомню …

Почти все, кому я рассказывала об этой вроде бы простой истории, недоумевали: «Да вашей Галине Михайловне при её мизерном доходе самой впору помочь бы! Что-то здесь не так. Наверное, дочки неплохо зарабатывают и матери деньжат подбрасывают?».

Хотелось ответить: «Разве в этом дело? Другим людям и с большими деньгами даже в голову не придет поделиться с незнакомым человеком. А эта хрупкая женщина делает это! И, кроме того, сумела так воспитать своих дочерей, что они её «странный» поступок поняли и поддержали».

 

Валентина АКУЛЕНКО

обозреватель «НВ»

ПЕТРОЗАВОДСК

Фото автора

Похожие статьи