Петух клюнул, мужик перекрестился

Дмитрий Медведев оценил промежуточные результаты реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ и дальнейшие шаги по её выполнению.

 

Сделал он это в Ростове, куда съехались более тысячи специалистов, чтобы обсудить продовольственную политику в напряженных условиях конфронтации с Западом.

 

— Прошедшие 10 месяцев с момента введения специальных экономических мер показали, или, если хотите, доказали главное: Россия способна сама себя прокормить, — громко заявил председатель правительства. — Это факт, с которым сегодня приходится считаться всем.

В стране, по словам премьера, в достатке зерна, сахара, растительного масла и картофеля. Показатели по этим видам продовольствия выше значений, которые предусмотрены в Доктрине. А вот по мясу, молоку, рыбе и, как ни странно, соли таких успехов пока нет.

Глава правительства порадовал: нужно обращать самое пристальное внимание на малое предпринимательство, на малый бизнес, на всех, кто хочет завести свое дело на селе, вкладываться в развитие базы для племенного животноводства, в рыборазведение, восстанавливать российское семеноводство, развивать сельские территории, сельхозмашиностроение, возможности по привлечению молодых специалистов в аграрный сектор.

Правда, вникая в перечисленное, я поймал себя на мысли, что всё это я уже многократно слышал. Да только сдвиги слабо ощущаются. Не зря же АККОР требует от правительства усиления поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих комплексов.

Курс на импортозамещение стал естественной частью продовольственной политики. Пока предварительные результаты вполне приемлемые, скромно признал Медведев. Импорт продовольствия за первые пять месяцев действия эмбарго сократился на треть, и, несмотря на то, что наши традиционные партнёры, прежде всего европейские, ушли, наш внутренний рынок этого практически не заметил. Но в любом случае существенно увеличились как поставки отечественной продукции, так и поставки по ряду позиций из некоторых других стран.

Кроме того, чтобы ускорить рост на внутреннем рынке, мы через госпрограмму запустили ещё пять новых направлений, которые должны обеспечить развитие производства овощей, фруктов, молока и мяса, развитие селекции, генетики и логистики, сообщил премьер. Глава правительства обратился к губернаторам и, конечно, к аграриям: «Деньги сейчас в дефиците (их всегда много не бывает), особенно деньги, доступные по нормальным ставкам, с учётом нашей возможности дотирования, поэтому и контроль за этим будет весьма жёсткий».

«Россия будет последовательно реализовывать свою продовольственную политику. С санкциями, без санкций — мы на этот путь вступили и уходить с него не будем. Наши стратегические цели неизменны — это современное сельское хозяйство, высокотехнологичный пищепром, конкурентоспособная система торговли, современное машиностроение. Всё это должно быть базой продовольственной безопасности страны. И все решения, которые были приняты в течение этого года по поддержке аграрного бизнеса, будут сохранены, включая и объёмы финансирования. Сельское хозяйство будет в приоритете», — заверил премьер.

Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев не стал кружить вокруг да около. Он прямо сказал:

«Мы вошли в ВТО и потеряли предпосылки для того, чтобы твердо стоять на земле. И объективно эти угрозы были. Два года свинина практически была нерентабельна, мы поработали по нулям, птица минус три, яйцо по нулям, КРС убыток сплошной. Не говорю уже об овощах, плодово-ягодной продукции. Польские инвесторы своими яблоками просто вытеснили нас с нашего рынка.

Мы ведь поспешили уверить себя в том, что не можем по климатическим условиям и другим факторам производить нормальную свинину, говядину и даже вино. Нам твердили, что это невозможно и везли итальянское, юаровское… Производим 30 млн. тонн молока — половина в ЛПХ, у населения. То, что сделано в этом сегменте, недостаточно. Производство молока у населения сокращается, необходимо поддержать крупные комплексы и фермерские хозяйства. Я считаю, в течение пяти-семи лет мы должны напоить страну молоком. Сельское хозяйство прирастает — уровень поддержки 237 млрд. рублей на этот год, 320 млрд. — на следующий. Если такими темпами будем поддерживать наших товаропроизводителей, то успех обеспечен», заключил Ткачев.

Председатель правления «Союзмолоко» Андрей Даниленко заявил: «Молочное производство длительно окупаемое. На 3,5 рубля вложенных денег получим максимум 1 рубль дохода. Мы провели обследование по всему миру. Объективно производство одного литра молока у нас дешевле, чем в США, ЕС и Южной Африке. Наша проблема — стоимость кредитных ресурсов. Поэтому нужно установить мораторий на новые регулирующие меры разрешительной документации. Нужна компенсация всех затрат. Молочное производство — это малый и средний бизнес. А для него получение кредитов стало невозможным. Хочется спросить: а каковы обязательства у государственного банка за несвоевременное финансирование производителя, каковы для них последствия?

Устойчивое производство сельхозтехники — основа продовольственной безопасности страны, заявил президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин. «Для того чтобы Россия была уверена в себе, она должна увеличить объемы продовольствия минимум на 40%. Возможности есть: 40 млн га земли в России не обрабатываются, а урожайность составляет всего около 20 центнеров зерна с га. Мы способны увеличить производительность на 80%».

В этом году рынок комбайнов во всем мире упал на 40%, сообщил докладчик. В частности, на «Ростсельмаше» поставки снизились на 10%. В ближайшие полгода ситуация явно не изменится. Во-первых, из-за действий ЦБ ставки по кредитам стали запредельными. Во-вторых, продление экспортной пошлины на зерно все больше вселяет в наших крестьян пессимизм. Мы видим, что государство никак не стимулирует увеличение производства зерна.

Жаль, что на обсуждении столь важного для страны вопроса я не увидел представителей Минфина, ЦБ, Минэкономразвития, — посетовал Бабкин в разговоре с корреспондентом «НВ». — С другой стороны, стало предельно ясно, насколько этих ребят волнуют сельское хозяйство и продовольственная безопасность».

Еще об одном разговоре не могу умолчать. Василий Мельниченко — известный радикал, сопредседатель всероссийского движения фермеров «Федеральный сельсовет». Как только мы поздоровались, он вручил мне ответ министра сельского хозяйства Свердловской области на свои обращения к президенту и премьеру. «Хотел всё лично высказать Медведеву, не допустили, — пожаловался он и перечислил мне, что мешает крестьянину эффективно работать: «В Пышминском и Камышловском районах трем заемщикам было выдано: Россельхозбанком — 8 млн. рублей, Сбербанком 11 млн. При заявках от 50 сельхозорганизаций на 268 млн. рублей! Налицо: срыв, саботаж и вредительство банковской системы в кредитовании сельхозпроизводителей».

Кстати, настырному Мельниченко удалось таки добраться до микрофона и донести свои мысли до премьера. Будет ли результат?

 

Александр РЫБАКОВ

спецкор «НВ»

РОСТОВ — МОСКВА

Фото автора

 

 

NB!

МЕЖДУ ПРОЧИМ, Доктрину продовольственной безопасности РФ утвердил Дмитрий Медведев в феврале 2010 года будучи президентом страны. Доктрина была разработана более 12 лет назад, но ее отказался подписывать президент Борис Ельцин.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend