«Не будь артистом, а будь таксистом»

Вопреки шутливому наставлению Валерия Золотухина, вчерашний шофер стал известным вокалистом Карелии.

 

А тогда, в 70-х годах, Юрий Тодуа был всего лишь таксистом, но, пожалуй, единственным, кому начальство доверяло встречать и провожать заезжих столичных знаменитостей.

 

Вот и в тот день Юрию поручили подать престижную черную «Волгу» к гостинице «Северная» для некоего московского гостя. А когда из отеля вышел улыбающийся пассажир и направился к машине, Юра чуть дар речи не потерял — это был Валерий Золотухин.

— К тому времени, — рассказывает Юрий Абрамович, — я уже не один раз посмотрел «Хозяина тайги» с Валерием Золотухиным в роли сержанта Василия Сережкина. И фильм «Пропажа свидетеля», в котором Сережкин был повышен до лейтенанта, тоже видел. Уже в машине, когда я показывал Валерию Сергеевичу наш город, он и рассказал, что теперь снимается в третьей серии — «Предварительное расследование». В ней — про новые подвиги Сережкина. Я показывал город, мы разговаривали о том и о сем, гость держал в руках гитару, с которой никогда не расставался … Словом, чем-то я приглянулся Золотухину настолько, что он позвонил диспетчеру таксопарка, и меня приписали на обслуживание… «милиционера Сережкина».

На следующий день знаменитый в стране и любимый в народе актер в компании с петрозаводским таксистом направились на съемки в Шуйскую Чупу. Там, у озера, снимали несколько эпизодов новогофильма. Когда рабочий день окончился, Юрий Тодуа предложил Валерию Золотухину съездить в Кижи. Актер предупредил, что вечером должен лететь в Москву, чтобы успеть в театр, к спектаклю, в котором занят. «Успеем!» — решительно пообещал Золотухину его новый приятель.

Друзья приехали на Речной вокзал. Но билетов до острова Кижи в кассе не оказалось. Тогда Юрий Абрамович решил сбегать в управление пароходства: надеялся, что посодействуют, если узнают, кто у него в машине. В управлении отреагировали не так, как рассчитывал водитель:«Золотухина, говоришь, везешь? А ну-ка зови его сюда! С вас — концерт, с нас — проезд туда и обратно».

Ничего не оставалось, как протянуть актеру его же гитару со словами: «Уж, прости, брат. Народ ждет».

— На мое счастье, — продолжает вспоминать Юрий Абрамович, — Валерий Сергеевич не огорчился. Он пел под гитару «по заявкам» в основном из репертуара своего друга Владимира Высоцкого. Полтора часа пел и разные байки рассказывал, до следующего рейса «Кометы».

В подарок Золотухину преподнесли книги миниатюрного и привычного формата. Но какие! Это были сувениры из мрамора в виде книг. Уложили их в мешок, который несли до машины вдвоем.

— Наверное, более увесистого подарка «сержант Сережкин» не получал, — смеется Юрий Абрамович.

Впрочем, приключения артиста и таксиста в тот день только начинались.

 

***

 

Каким-то образом милицейские чины города проведали, что «сержант Сережкин» в Петрозаводске. Как же можно не принять знаменитого «коллегу» в родной ему среде?! И специально за Золотухиным милиция отправила в Кижи «Комету». А у друзей в это время шел пир горой! Дело в том, что на острове в деревеньке Ямка жил приятель Юрия Абрамовича — цыган Василий Яковлевич с семейством. К нему и нагрянули. Хотели моторку попросить для рыбалки. Но какое там! Хозяева усадили за стол, ухой накормили под чарочку. А дальше веселье пошло удалое, с цыганско-русским размахом: песни, пляски. Все островитяне сбежались смотреть. Вечером — песни под гитару.

— Валерий Сергеевич задумчиво слушал цыганское пение, — продолжает рассказ Юрий Абрамович. — А сам думал, что же ему-то спеть, ведь попросят. Спел свою коронную, «Ой, мороз, мороз!» из «Хозяина тайги». Дальше пляски пошли…

Веселье в обществе радушного цыганского семейства настолько захватило и увлекло приятелей, актера и его водителя, — что они опоздали на последнюю «Комету». В Петрозаводск вернулись только на следующий день. И сразу же попали в руки милиции, которая упорно продолжала «отслеживать» любимого героя. Из МВД, где на встречу с «хозяином тайги» собрался весь милицейский бомонд города, актер вернулся к другу-таксисту сияющим: «Поздравь, Юра, со званием почетного милиционера Карелии!».

На спектакль в Москве Золотухин, слава Богу, успел.

 

***

 

А вот в следующий раз, когда Валерий Золотухин должен был вновь вылететь в Москву, чтобы успеть к спектаклю, шансов не опоздать оказалось намного меньше. Чтобы беспрепятственно добраться до аэродрома, Юрий предложил Валерию не снимать милицейскую форму — авось гаишники примут за своего.

Первый пост ГАИ благополучно проскочили, а на втором их остановил богатырского сложения гаишник: «Нарушаем?!». И оштрафовал бы, если бы не узнал в пассажире Золотухина-Сережкина. Сказал: «О-о-о!!!». После минутной заминки, взял под козырек и пропустил.

 

***

 

После съемок «Предварительного расследования» дружба артиста с таксистом не только не оборвалась, а окрепла еще больше. Стали переписываться, обмениваться поздравлениями на праздники и дни рождения. Гостинцы друг другу отправляли: супруги Тодуа — собранную самими карельскую клюкву, супруги Золотухины — что-то столичное.

Дружба с Валерием Золотухиным оказалась судьбоносной для Юрия Тодуа. В 1982-м он успешно окончил Карельское училище культуры, нарушив шутливый завет московского друга, которым тот подписал одну из их фотографий: «Не будь артистом, а будь таксистом». Но талант не спрячешь. В Петрозаводском таксопарке одним безаварийным таксистом стало меньше. Зато в ансамбле песни и танца «Руна» появился новый замечательный солист, а в республике — уникальный тенор.

Вскоре «Руну» полным составом пригласили в Москву для участия в телевизионном конкурсе «Радуга». Узнав об этом, Золотухин тут же позвонил в кассу «Таганки», чтобы оставили пару билетов для «брата из Карелии» — театр давал «Маленькие трагедии» по произведениям Пушкина.

— В театр я пришел с одним из участников нашего ансамбля, — вспоминает Юрий Абрамович. — После спектакля Валерий Сергеевич предложил нам подождать его наверху в ресторане. Официант проводил нас к столику, за которым всегда сидели Золотухин с Высоцким. Была такая традиция у актеров «На Таганке»: в театральном ресторанчике у всех «свои» столики. Неофициально, конечно. Сидим, ждем. Вдруг видим, Высоцкий к нам направляется, в кожаном пальто, как у его героя Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя». «Ну, где же этот Золотухин? Долго я его искать буду? — несколько раз выкрикнул Высоцкий знакомым хрипловатым голосом. Посидел немного. Не дождался, убежал …

 

***

 

В восемьдесят первом супруги Тодуа приехали в Москву на свадьбу к родственнице. Остановились у Золотухиных в их трехкомнатной квартирке стандартного панельного дома номер 8, корпус 2 на Профсоюзной улице, почти такого же, как у супругов Тодуа в районе петрозаводской Кукковки. Знаменитый актер, будущий худрук и директор театра «На Таганке» и держался просто, и жил скромно. Во дворе дома стоял его открытый всем ветрам и снегам «Запорожец», который он и не думал менять на более дорогую марку.

Побывав у Золотухиных дома (актер жил с женой Тамарой), Юрий Абрамович окончательно понял, как много все же у них общего: не только скромные потребности в быту, не только то, что ровесники, что оба из народа, что оба весельчаки и шутники, что от природы наделены абсолютным музыкальным слухом … Не только это. Но и то, что у обоих есть тот редкий дар и кураж, который делает артиста любимцем публики, народным не по званию, но по сути.

В 1991 году Валерий Зоолотухин приехал в Петрозаводск на презентацию своих мемуаров «Дребезги». Остановился, конечно, у Юрия и Натальи Тодуа. Они и организовали презентацию книги друга. Все, что удалось выручить от продажи книги, Валерий Золотухин отправил на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в его родном поселке Быстрый Исток на Алтае.

Вечерами петрозаводские хозяева и московские гости (Золотухин приезжал со своим администратором В. Краснопольским) собирались за столом со щедрыми закусками, приготовленными Натальей Юрьевной. Беседы текли в творческом русле, все прекрасно понимали друг друга. Тогда никто из них не сомневался, что скоро снова соберутся вместе в этой же уютной, гостеприимной квартире дома на улице Ровио, за этим же столом. И множество красивых фарфоровых статуэток все так же будут украшать полочку пианино, крышку которого друзья открывали редко, предпочитая петь под гитару. Но 30 марта 2013 года «хозяин тайги» тихо ушел в мир иной. А Юрий Тодуа, бывший петрозаводский таксист, продолжает жить на этом свете и вспоминать «брата Золотухина», дружба с которым развернула его судьбу на 180 градусов…

 

Валентина АКУЛЕНКО

собкор «НВ»

ПЕТРОЗАВОДСК

Похожие статьи