Львов + любовь = «Овод»

Как английская писательница Этель Войнич влюбилась в прототипа героя своего будущего знаменитого романа.

 

Кинорежиссеры многих стран давно и обоснованно тяготеют к этому городу, зная, насколько он богат историческими памятниками, старинными храмами, многими другими привлекательными объектами разных эпох и стилей. Поэтому здесь часто воспроизводятся самые удивительные события, действующими лицами в которых когда-то были и выдающиеся творческие личности.

 

Добрались до самого запада Украины и китайские кинематографисты, осуществив именно здесь очередную экранизацию (сколько их уже было!) мирового бестселлера Войнич.

В этом нет ничего удивительного. Хотя написанный в 1897 году роман «Овод» переведен на 54 языка и стал основой целого ряда киноверсий и даже опер, он по-прежнему востребован режиссерами и композиторами, не говоря уже о читателях во всех концах планеты.

А ведь если бы Войнич не побывала в 1894 году (то есть 120 с небольшим лет назад) во Львове, то не создала бы шедевр, сделавший ее всемирно популярной. Однако обо всем по порядку…

Будущая писательница родилась в ирландском местечке Корк в семье знаменитого ученого Джорджа Буля, заложившего фундамент математической логики. Уже в 18 лет Этель окончила Берлинскую консерваторию, где с интересом изучала и славяноведение.

В 1887 девушку, увлеченную романтикой революционной борьбы, познакомили с писателем, анархистом по духу Сергеем Степняком-Кравчинским, уроженцем Полтавской губернии.

Заколов в Петербурге кинжалом шефа жандармов Мезенцева, он бежал в Лондон. С его помощью Этель научилась говорить по-украински и по-русски, закрепив знания в России, где пять лет проработала гувернанткой в семье наследников известного поэта Дмитрия Веневитинова.

Вернувшись в Англию, Этель, как и прежде, дружила со Степняком-Кравчинским. Именно в его доме она сблизилась с членом террористической организации «Народная воля», поляком Вилфридом Войничем. Они поженились, и Этель, тогда еще Буль, взяла фамилию мужа. Их идейные взгляды были одинаковы — супруги, как говорится, в два пера переводили произведения Маркса и Энгельса. Однако для крепости семьи этого оказалось мало. Вилфрид был крайне неуравновешен и вспыльчив, что в конце концов привело к их разводу.

Продолжая революционную деятельность, Этель Лилиан Войнич в 1894 году приехала во Львов, чтобы наладить каналы переправки запрещенной в то время марксистской литературы в Россию через Галичину. Остановилась она в отеле «Жорж», который под этим же названием действует в центре города и поныне.

Вскоре гостья познакомилась с прогрессивными украинскими писателями, в частности, с Иваном Франко, который порекомендовал ей перевести на английский стихи Тараса Шевченко. Войнич согласилась, выпустив впоследствии в Лондоне небольшую книжечку произведений Кобзаря.

Тогда же во Львове произошла и другая, поистине судьбоносная для Войнич встреча. В отеле «Жорж» в ту пору снимал номер британский разведчик, будущий резидент английских спецслужб в Советской России, приятель Уинстона Черчилля Сидней Рейли. Опытный сердцеед покорил Этель. Вспыхнувшая во Львове страсть не погасла — любовники вместе отправились в Рим. Там их пути разошлись — для авантюриста по натуре это была лишь интрижка, с чем молодая женщина не смирилась…

Все случившееся буквально распалило воображение Этель. Сидней Рейли, он же в реальности уроженец Одессы Зигмунд Розенблюм, благодаря ее буйной творческой фантазии стал прототипом Артура Бертона — главного героя романа «Овод», который увидел свет в 1897 году. Он посвящен освободительной борьбе итальянского народа в первой половине ХIХ века, но сколько в нем лично пережитого, узнанного и переосмысленного! Ведь Сидней, как и Артур, убежал из дома, оставив записку: «Ищите мой труп в море…», путешествовал по Южной Америке, знал семь языков… А страдания Джеммы — разве это не боль и печаль Этель?

Биографы всесторонне описали долгую жизнь Войнич. И все-таки некоторые подробности известны мало, в том числе и поездка Этель во Львов, давшая толчок к созданию произведения, сделавшего ее повсеместно знаменитой. Все ее последующие книги, как и музыкальные пьесы, канули в забытье, а представить, что «Овод» перестанет быть востребованным, просто невозможно.

 

Юрий КИРИЛЛОВ

собкор «НВ»

ЛЬВОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend