Нечистая прибыль

В России наступило время чистки рядов олигархов и чиновников, припавших к бюджетным потокам.

 

Маржа, как много в этом слове для сердца русского слилось… Как много в нем отозвалось… финансовых потоков. С потерей идеологии (она все-таки еще жила в СССР), бабло стало главным смыслом.

 

Впрочем, маржа это и есть идеология, а кроме того — кровь российской государственности начала XXI века. Иначе говоря, приобретение Крыма и последующие за этим санкции нанесли не экономический, а идеологический удар по России. Мы бы легко пережили все лишения (вспомним не только Великую Отечественную, но и все предыдущие кризисы), если бы доллар не стал частью нашей идеологии, цементом нации и государства.

Идеология наша развивается прогрессирующими темпами. Вот посмотрите: в 2000 году в России построили 3,9 тыс. километров шоссейных дорог, а в 2010-м уже почти вдвое меньше — только 1,6 тыс. Но затраты в первом случае составили 37 млрд. руб., а во втором в десять раз больше — 442 млрд.! Понятно кому досталась «нечистая» прибыль?

А вы знаете, что автомат Калашникова, покупаемый у «отечественного производителя», стоит в 8 раз дороже, чем у торговцев оружием в Латинской Америке? Теперь понятно, почему мы так щедро отдаем триллионы на модернизацию наших Вооруженных Сил? Безопасность — увлекательный повод выбить из бюджета немереное количество денег и красиво распилить их.

Мы провели зимнюю Олимпиаду в субтропиках, заплатив рекордную цену. Жаль, пустыня Сахара пока не наша, а то мы бы именно там построили трамплины, катки и лыжные трассы! Это обошлось бы еще дороже, зато маржа получилась бы куда интереснее!

Но теперь — увы. Финансовые потоки обмелели, и у закромов Родины возникла длиннющая очередь с распахнутыми ртами. У Великого Хранителя Святыни (бабла) просят друзья, банки, государственные корпорации. Самые влиятельные фигуры и группы у ног президента начинают выяснять между собой отношения, не брезгуя никакими методами.

Политологи полагают, что это «классический внутриэлитный конфликт без идеологического обоснования, не имеющий масштабных целей». Но мне кажется, что они ошибаются. Это, наоборот, идеологическая борьба, поскольку доллар — это идеология. А цель проста: доступ к ресурсам.

Когда есть идея, вера, любовь — можно перенести потерю 5 млрд. долларов, имея 20. Но когда бакс — идеология, то тут «кипит наш разум возмущенный». И тень подозрений стала доминантой в стране. «Владимир Путин сузил свой ближний круг до нескольких руководителей силовых структур, избавившись от миллиардеров, пострадавших от ослабления рубля и выступающих против дальнейшей конфронтации на Украине», — пишет Bloomberg.

Бывший «кремлевский рабочий», а ныне политолог Глеб Павловский считает, что «в верхних эшелонах существует группа людей, которые пытаются защитить себя от потерь. Они критически настроены по отношению к Путину, но не могут бросить ему вызов, так как он с легкостью сокрушит их. Это вызывает у них еще большее недовольство».

Но есть вероятность того, что это недовольство может стать реальной силой. Эту вероятность увеличивает одно обстоятельство: в обществе и в мозгах правящих элит стало рождаться сомнение в итогах выборов 2018 года. В головах голодного и раздраженного электората вполне может что-то щелкнуть. А элита не может рисковать. Она обязана подстраховаться. И увидев, что главный кандидат на победу стал сдавать свои позиции, немедленно начнет искать ему замену.

Такая вот у нас идеология.

…Первый вице-премьер Игорь Шувалов на форуме в Давосе заявил: «Выдержим любые лишения, которые будут внутри страны — меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли. Но если мы будем ощущать, что кому-то извне хочется поменять нашего лидера и это не наша воля, что это влияние на нашу волю, мы будем просто едины как никогда».

Но единства не получится. Уже по одной простой причине — доходы у всех разные, и если кто-то меньше будет потреблять продуктов и электричества, то это не чета Шуваловых. Да, сам он получает не так уж много (по меркам власти). А вот его супруга… Вчитайтесь в информацию о ее доходах: «Вклад супруги первого вице-премьера Игоря Шувалова Ольги в семейный бюджет продолжает поражать воображение обывателей. Если за 2008 год она задекларировала 364,7 млн. рублей доходов, то в 2009 году — уже 642 млн. рублей. В сумме за два года — 1 млрд. рублей… Годовой доход О. Шуваловой выше суммарных заработков всех членов правительства и их ближайших родственников, вместе взятых».

Страна пока тихо наблюдает, как сколачивается новый Ноев Ковчег для очередного спасения (в этот раз от кризиса) всяких там господ. Но пепел Клааса уже готов освятить голодные сердца России…

 

Акрам МУРТАЗАЕВ

 

 

NB!

Мнение колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend