Жил-был Томас…

Судьба известного немецкого топ-менеджера лишний раз доказывает: от взлета до падения — один шаг. Даже в Германии.

 

61-летнего Томаса Миддельхофа не зря называли «Большим Т» (Big T): ещё не так давно его профессиональный успех был очевиден и даже финансово осязаем. Как шутили ведущие немецкие экономисты: всё, к чему бы ни прикасался менеджер, тут же превращалось в золото.

 

Действительно, одно лишь восхождение от скромного ассистента до председателя правления медиа-концерна мирового уровня вызывало восхищение. Став главой Bertelsmann, Миддельхоф смог провернуть сделку, о которой, наверное, мечтает каждый бизнесмен. Во времена интернет-эйфории он купил, а затем перепродал телекоммуникационную фирму AOL Europa, положив при этом в копилку своего работодателя миллиарды евро. Единовременный финансовый бонус самого главы Bertelsmann составил тогда 40 миллионов евро! В 2001–2002 годах медиа-концерн заработал больше, чем за предыдущие годы существования! Понятно, что харизматического, всегда с иголочки одетого Томаса Миддельхофа превозносили до небес как одного из самых успешных топ-менеджеров в современной истории Федеративной республики.

Однако вскоре для него настали непростые времена. Летом 2002 года Миддельхофу неожиданно указывают на дверь — якобы из-за разногласий с владельцами Bertelsmann по вопросу о размещении акций компании на бирже. По утверждению же инсайдеров, менеджера наказали за то, что он просто «зарвался», почувствовав себя непогрешимым и перестав прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения. После недолгого пребывания в Лондоне Мидделхоф возвращается в Германию и уже в мае 2004 года занимает пост председателя наблюдательного совета переживающего тяжёлые времена концерна Karstadt — Quelle. Уже через год он, к радости сотрудников концерна, становится главой правления предприятия. Связанные с его предстоящей деятельностью ожидания велики — никто не сомневается, что топ-менеджер быстро выведет Karstadt — Quelle из затяжного кризиса. В начале 2007 года Миддельхоф с гордостью заявляет, что находившееся на грани банкротства предприятие, которое теперь называется Arcandor, окончательно спасено. Однако на деле всё оказалось не совсем так: финансовое положение концерна продолжает стремительно ухудшаться, а его акции постоянно теряют в цене. В начале 2009 года Миддельхоф покидает своей высокий пост, а спустя всего четыре месяца торгово-туристический концерн Arcandor объявляет о своём банкротстве. Эта процедура коснулась 21 предприятия концерна с десятками тысяч служащих, включая работников посылторга Quelle и фирмы Primondo GmbH. Уже тогда появились слухи о нечистоплотности Миддельхофа, имевшего якобы свою долю в тех фирмах, с которыми Arcandor заключал договора, например, об аренде помещений.

Как бы то ни было, до последнего времени менеджер продолжал вести привычный образ жизни. Выходные он предпочитал проводить на своей вилле Aldea в Сан-Тропе стоимостью в 25 млн. евро, его «любимой игрушкой» оставалась яхта Medici, одна стоянка которой в южнофранцузском порту обходилась в 70 тысяч ежемесячно. Между тем, волна финансовых требований к менеджеру со стороны бывших партнёров стала медленно, но верно нарастать. Банк Sal. Oppenheim потребовал от него 77,8 млн. евро, консалтинговый концерн Roland Berger — 6,79 млн., управляющий процедурой банкротства Arcandor — 3,4 млн.

Шесть месяцев назад требования Arcandor были признаны прокуратурой состоятельными и оказались на рассмотрении в Земельном суде Эссена. А 14 ноября судьи вынесли свой вердикт — три года лишения свободы и арест ошеломлённого Миддельхофа прямо в зале суда. Как посчитал председательствующий судья Йорг Шмитт, менеджер виновен в трёх случаях уклонения от уплаты налогов и в 27 случаях злоупотребления доверием на общую сумму в 500 тысяч евро. В первую очередь, речь идёт о незаконной оплате Миддельхофом из казны концерна Arcandor своих многочисленных трансферов, не связанных с деятельностью компании. Так, лишь один перелёт менеджера в Нью-Йорк и обратно по личным делам обошёлся концерну в 91 500 евро.

Арест же Миддельхофа произошёл после того, как он предложил суду в качестве гарантии своего нахождения в Германии и готовности явиться на следующее заседание… просроченный паспорт. «Я убеждён, что в решающих вопросах обвинения вы не были честными не только с нами, но даже с самим собой», — заявил судья обескураженному Миддельхофу, отправляя его в тюрьму. Правда, этот вердикт ещё не является окончательным — адвокаты менеджера уже подали протест на это сенсационное решение суда в отношении одного из самых известных бизнес-управленцев Германии.

 

Оксана ВОЛКОВА

собкор «НВ»

БЕРЛИН

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend