Раньше думай о Родине

Экспортерам нефти и газа не будут запрещать расчеты в долларах, но «очень рекомендуют» отказаться от них добровольно. И перейти на родные рубли. То ли в бизнес высокая политика вмешалась, то ли у самих бизнесменов самосознание проснулось…

 

О том, чтобы увеличить рублевую долю в расчетах за товары на экспорт (прежде всего нефть и газ), в правительстве подумывали давно. Но пока жареный петух не клюнул… Только международные санкции против России и вынудили правительство Дмитрия Медведева вплотную заняться, наконец, этой проблемой — созданием «суверенной» финансовой системы. Однако опять-таки на свой, привычный чиновникам лад.

С месяц назад на совещании трем госкомпаниям — «Роснефти», «Газпрому» и «Транснефти» — поручили к середине мая проработать вопрос о расчетах за экспортируемые энергоносители в рублях… Вот только иностранных покупателей позабыли спросить, готовы ли они перейти на наши рубли? Ведь могут и не захотеть, так как для них это означает прежде всего дополнительные расходы. Да и наши продавцы не очень-то представляют себе, чем это может обернуться для них.

Но май уже закончился, а о том, как выполнено указание правительства, ничего не слышно. Или правительство уже и само забыло о нем? Главное-то уже было им сделано — «указивка» спущена»…

Кстати, о рублях компания «Роснефть» задумалась сама и раньше. С начала года там готовят выпуск рублевых облигаций на беспрецедентную сумму в 2,4 триллиона. Вряд ли это значит, что в руководстве госкомпании, говоря словами Ленина, «национальная гордость великороссов» проснулась. Одни говорят, что это «политическое решение», продиктованное сверху. Другие считают, что это позволит «Роснефти» рефинансировать часть долларовых долгов, причем большую часть. Чистый долг компании на конец 2013 года составлял не менее колоссальную сумму — 1,9 триллиона рублей.

Однако особую пикантность всей этой ситуации и фону вокруг нее придает тот факт, что себя члены совета директоров «Роснефти» вознаградили за ударный труд в… долларах!

Причем, если в предыдущие годы хорошим тоном считалась покупка акций родной компании, то сейчас — когда накаленная международная ситуация шепчет: возьми и спрячь! — члены совета директоров порешили, что с ними должны расплатиться наличными, настоящими деньгами.

Таким образом, гендиректор Сергей Чемезов получил, бедняжка, меньше всех — всего-то 530 тысяч долларов, вице-президент РАН Николай Лаверов — 550 тысяч долларов, глава ВТБ Андрей Костин — 560 тысяч долларов, управляющий директор Nord Stream Маттиас Варниг — 580 тысяч долларов, столько же перепало Джону Маку, а Дональду Хамфризу чуть поменьше — 560 тысяч долларов…

Хоть кому-то от русской нефти выгода.

 

Ольга СЛАВИНСКАЯ

обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend