Не до ордена, была бы Родина

Благодарная страна отметила журналистов…

 

Более трёхсот сотрудников СМИ удостоились госнаград с формулировкой «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым».

 

Первой об этом написала газета «Ведомости». По информации издания, указ о награждении журналистов Орденами Почёта, Орденами Дружбы и даже медалями «За отвагу» глава государства подписал ещё 22 апреля, но публично о нём не сообщалось. Даже на сайте президента этого документа нет. Между тем чиновник, который видел указ, рассказал изданию, что в список награждённых вошли, в основном, журналисты ВГТРК, «Первого канала», НТВ, Russia Тoday и холдинга LifeNews. Выше всего оценены заслуги гендиректора НТВ Владимира Кулистикова, который получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Кроме того, наградами отмечены такие журналисты, как Маргарита Симоньян, Арам и Ашот Габреляновы, Аркадий Мамонтов, Владимир Соловьёв, Владимир Сунгоркин, Эрнест Мацкявичус, Ирада Зейналова и другие.

После войны с Грузией в 2008 году российские власти тоже награждали журналистов, отмечают «Ведомости». Тогда, однако, масштаб события был куда скромнее. Орденов и медалей были удостоены всего лишь одиннадцать человек.

 

…Замечательное дело — судить-рядить, кого и чем наградили и почему лично ты наградил бы не тех и не тем.

Нам вообще трудно угодить, у каждого свое представление о прекрасном и уж тем более — о достойном и приличном. Мы вообще страшные моралисты и очень, очень строго судим — в основном других. Потому что сами практически безупречны и никогда (запомните — ни-ког-да!) высоких нравственных норм не преступаем, высокие нравственные нормы для нас, знаете ли, святы, это как Закон (с большой буквы), буквой и духом которого мы неколебимо руководствуемся в повседневной жизни, и в этом смысле я всегда, затаив дыхание, слушаю речи нашего министра Лаврова, того самого который самоотверженно учит весь мир соблюдать то, чему мы миру и так даем неподражаемые практические примеры. В Крыму том же или где-нибудь на Востоке Украины, например.

Из сильных впечатлений последних дней. У самого входа в шереметевскую усадьбу Кусково в Москве человек припарковал свой навороченный джип прямо на газон, дело, как понимаете, житейское. И вот стоит навороченный джип на газоне, а на номерных знаках во избежание ненужных недоразумений аккуратно заклеены по две цифирки полосками бумаги — чтобы действующие в автоматическом режиме видеофиксаторы не сработали. Очень предусмотрительно поступил владелец навороченного джипа: сэкономил на возможном штрафе, оттого и на джип накопил, что за каждой копеечкой следит, чтоб не обронить понапрасну.

А на антенке кокетливым бантиком навязана георгиевская ленточка, весело подрагивает на весеннем ветерку. И значит это, что хозяин навороченного джипа — не только бережливый человек, но и патриот, любит Родину до самозабвения, пасть за нее готов порвать кому угодно (скажем, производителям этого самого джипа, тем более, что они — далеко и до их пасти не дотянуться), и (чем черт не шутит?), вполне может быть, уже награжден за свой патриотизм орденом в самой высокой степени.

Ведь, согласитесь, горячая любовь к Родине стоит помятого несчастного газона, тьфу на него, на этот газон, зато Родину заплевать не позволим.

Так я о наградах.

Итак, сразу триста моих коллег (завистники уже обозвали их: «триста спартанцев»), самых выдающихся журналистов современности, щедро наградил (как раз за патриотизм) В.В. Путин орденами и медалями вставшей наконец с колен России. Правда, почему-то — закрытым Указом, неопубликованным, сохраненным в тайне от тех, кому высоко оцененная деятельность награжденных могла бы стать ориентиром и в собственной жизни. Странно, конечно. Можно понять (если постараться), почему в свое время засекретили присвоение звания Героя России генпрокурору Устинову (не всякая нервная система выдержит правдивый рассказ о подвигах, совершенных генпрокурором на своем рабочем месте, страшно даже представить себе эти подвиги), но — журналисты? Люди, чья профессия подразумевает именно публичность и ничего, кроме публичности?

Наверное, осознание, что не все поймут, у награждавших все-таки подспудно наличествовало. Наверное, даже они, закаленные, специально отобранные люди, подозревали, что делают что-то не то, не так, то, что вызовет неуместные толки, которых лучше бы избежать совсем.

А наградить героев «информационной войны» — хотелось. Тем более, само словосочетание это — «информационная война» — устоялось, внедрилось в общественное сознание и уже ассоциируется накрепко с самим понятием журналистики. С коим, на самом-то деле, не просто не имеет ничего общего, но и противоположно ему, враждебно. На войне — как на войне, согласен, а если вдруг, несмотря на все приложенные усилия, до войны настоящей так и не дойдет? Вон, как не так давно с Лукашенко: только-только начали разворачивать настоящую кампанию, обличительные фильмы запустили в эфир, и — снова полный назад, снова друг — не — разлей — вода. А осадочек остается…

В том-то и дело, что настоящая журналистика — орудие не войны, не спецопераций для достижения победы любой ценой, а тонкий и хрупкий в настройке инструмент, пригодный для функционирования в условиях мира и взаимного уважения. Потому и задача печатного слова — не разъединять народы, а объединять, не ставить кого-то наособицу, не навешивать ярлыки во имя скоро достижимых целей. Скоро достижимые цели сменятся, и ты со своим орденом — куда? Перед кем хвастаться будешь?

Добро ты — Константин Михайлович Симонов, прошедший Великую Отечественную по всем ее фронтам и заслуживший на ней три ордена советских да два чехословацких. Но то война была — Великая и Отечественная. А та война, которую раздувают ее сегодняшние трубадуры? Дуры с горящими жадными глазами и медными начищенными трубами?

В этом смысле очень поучительная история произошла с Дмитрием Киселевым. В далеком 1991-м году он отказался зачитывать с телеэкрана официальное сообщение из Прибалтики, которое по своим тогдашним представлениям полагал лживым и подлым. Его за это от профессии немедленно отлучили (это происходило ДО августа), а литовское правительство наградило орденом.

Прошли годы. Мир изменился, Киселев изменился. Недавно литовский президент лишил Киселева давней награды, счел, что ныне Киселев этого ордена не достоин. Решение, как многим показалось, сомнительное. Но я думаю, ничего страшного не произошло: лишен ордена совсем другой Киселев, нежели получал. Нынешний и сам был бы рад о том печальном факте своей биографии не вспоминать, с литовским орденом на груди я его сегодня и представить не могу, сегодня орденами его награждают за совсем-совсем другое…

Знаки отличия поощряемых характеризуют не только их самих, но и поощряющих. Я специально посмотрел, чем и как были награждены те люди, которых считаю образцом порядочности, чести, профессионализма, знакомством и — иногда — незаслуженно добрым к себе отношением которых горжусь и буду гордиться дальше. Ярослав Голованов — две государственные награды, Песков Василий Михайлович — одна, Шинкарев Леонид — орден и медаль «За трудовое отличие»… Десятки лет самоотверженного труда, преданная любовь миллионов читателей, нестираемая память о когда-то написанных строчках…

И — для сравнения — абсолютный чемпион по числу высочайше дарованных поощрений. Пропагандист номер один Советского Союза, политический обозреватель «Правды» Юрий Александрович Жуков. Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии, кавалер двух орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, ордена Красной Звезды (этот — за войну), обладатель бесчисленного количества медалей…

И кто хоть строчку из им написанного сегодня вспомнит? Кто его книжку в библиотеке попросит?

А наград — больше чем у телевизионного Аркадия Мамонтова. Который, кстати, тоже свой первый орден («За личное мужество») получил в 95-м, во время первой чеченской кампании, и вовсе не за такую работу, коей славен сегодня. А государство его все равно наградило, хоть и занимался тогда Мамонтов под пулями и бомбами тем, что Мамонтов сегодняшний назвал бы антигосударственной деятельностью на госдеповские деньги…

Чудны Твои дела, Господи!..

Что ж, поздравим Аркадия с новой наградой.

Худо только, по слову классика, когда дело поставлено так, что наказания не добавляют позора, а награды — славы.

 

Павел ГУТИОНТОВ

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend