«Куда идет Россия? Черт знает!»

Ключевой темой Московского экономического форума стало несырьевое будущее страны, а главным призывом — «Хватит сидеть на игле!».

 

Пожалуй, Ломоносовский корпус МГУ, который на два дня «оккупировали» участники этого высокого научно-общественного собрания, давно не принимал столько разноликого народу.

 

Об интересе к этому представительному форуму, а скорее — к его главной теме, свидетельствовало буквально всё: огромное количество коллег-журналистов, небывалый ажиотаж задолго до открытия МЭФ, заполненные под завязку зал и даже проходы в нем.

Похоже, это приятно удивило даже Руслана Гринберга, сопредседателя форума и директора Института экономики РАН, который, открывая МЭФ, был вынужден признаться: «Мы не ожидали, что популярность форума будет расти такими темпами». И сам же Руслан Семенович попытался вслух поразмышлять — почему? «Если на прошлогоднем форуме мы, в основном, искали ответ на первый из двух извечных русских вопросов — «Кто виноват?», то сегодня намерены сосредоточиться на втором, не менее важном — «Что делать?».

Задачи нынешнего форума развил и расширил стоявший у его истоков Константин Бабкин, президент Промышленного Союза «Новое Содружество».

— У нас, — сказал Константин Анатольевич, — очень важная миссия: дать дозу лекарства нашей стране (чуть позже кто-то из участников форума скажет еще хлеще: поставить ей клизму. — Л.А.). Ибо, имея большой потенциал динамичного развития — ресурсы, рабочие руки, обширные сельхозугодья и условия для экспансии на внешний рынок, мы остаемся без главного — разумной экономической политики.

Поддержавший этот тезис академик Евгений Примаков (он возглавлял правительство России в 1998–1999 годах) подкрепил сказанное единственным, но многозначительным фактом: в то время, как ЕС и США благополучно вышли из кризиса и миновали спад в экономике, Россия не только не преодолела критическую точку, но и отстает по росту от стран Евросоюза и США вдвое. Одной из основных причин падения экономического темпа, наряду с коррупцией и другими традиционными проблемами нашей страны, Евгений Примаков назвал высокую ставку рефинансирования, а в качестве одной из мер нормализации ситуации предложил переориентировать экспорт углеводородов (особенно в случае применения к России экономических санкций. — Л.А.) на страны Дальнего Востока.

О чем и, главное, чем думают неолибералы, проводя совершенно непонятную для многих специалистов политику? Куда ведут Россию-матушку закусив удила?

На последний вопрос очень лаконично, но достаточно точно ответил Гжегож Колодко, профессор Козминского университета и экс-министр финансов Польши (1994–1997, 2002–2003 годы):

— Куда идет мир, я ответил в своей новой книге, которую вы можете приобрести в фойе этого здания, — сказал пан Колодко. — А куда идет Россия? Черт знает!

И зал взорвался аплодисментами. Они прозвучат еще не раз, сопровождая выступления-доклады, которые представили на суд собравшихся Оксана Дмитриева, назвавшая главным «тормозом» развития страны так называемую виртуальную экономику в виде бумажных реляций; ее коллега из Госдумы Олег Смолин, предупредивший, что, пока не будет восстановлена система образования, Россия останется страной третьего мира; директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, смело заявивший, что Россия создавалась исключительно как инструмент разграбления советского наследства…

Да уж, выступлений на форуме, в том числе ярких и запоминающихся, было предостаточно (только на тему индустриализации или реиндустриализации, как сообщил Руслан Гринберг, записались около 800 человек!), но задача моих заметок — не детализировать прозвучавшие выступления, а нарисовать общую картину состоявшегося события. В этом смысле МЭФ — авторитетная организация, способная наконец сдвинуть с мертвой точки пагубный экономический курс страны.

Что нужно изменить в экономической политике, чтобы в России стало выгодно созидать? Когда несырьевое производство станет локомотивом экономики России? Что надо сделать, чтобы снять страну с сырьевой иглы и превратить ее в развитую промышленную и аграрную державу?

На эти вопросы попытались ответить участники двухдневной дискуссии в МГУ. Их предложения относительно новой экономической политики, в отличие от либеральных канонов, предполагают активное участие государства в экономике через: а) инвестирование в промышленность 15–20% валового продукта, 2) защиту собственного рынка от интервенций, в том числе за счет пересмотра условий членства в ВТО, 3) снижение налогов на реальный сектор и ввод прогрессивной шкалы для физлиц, 4) снижение вдвое цен на энергоресурсы, а для сельского хозяйства — реализацию ГСМ и и энергии за вычетом акцизов и налогов.

Свои рекомендации участники второго Московского экономического форума направили в правительство РФ и администрацию президента.

 

Леонид АРИХ

 

 

Кстати

Желающие более подробно ознакомиться с материалами форума, его предложениями, резолюциями и рекомендациями могут зайти на сайт МЭФ.

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend