Окно в историю

Девять дней назад ушел из жизни легендарный журналист и писатель Василий Михайлович Песков.

Более полувека над большинством своих материалов в нашей родной «Комсомолке» он ставил рубрику «Окно в природу», прекрасно понимая, что прорубает окно в историю. И окружающие это чувствовали, а потому даже в самые тяжелые для газетчиков дни (когда шел официоз) мы всегда пытались сохранить именно его материалы. Они вводили читателя в иной мир, прекрасный и осязаемый, но недоступный еще в совсем недалеком прошлом.

Василий Михайлович Песков показал, что реальный мир — это мир без звонких политических речей и обещаний, без лжи и склок, без ложных стимулов и героев. В его материалах звучала простая русская речь, а героями становились обыкновенные люди, которые на самом деле оказывались необыкновенными, а потому — любимыми.

Его книга «Шаги по росе» посвящена именно таким людям, а потому она и была удостоена Ленинской премии.

Кстати, книга Пескова спасла престиж этой самой премии, которая считалась (и справедливо) оценкой высшего достижения в творчестве. Однако после поездки Никиты Хрущева в Америку вышел сборник «Лицом к лицу с Америкой» — рядовая, в общем-то, работа нескольких журналистов, сопровождавших Хрущева. Алексей Аджубей, зять Хрущева, добился присуждения премии авторам сборника, тем самым резко принизив ее уровень. А тут и Хрущева сняли, и Алексея тоже — надо было спасать престиж Ленинской премии. Знаю, что в Комитете тайное голосование было единогласным: Василий Песков и его «Шаги по росе». На мой взгляд, это событие в корне изменило отношение общественности к журналистике, потому что никто и никогда не сказал, что Песков ее недостоин!

А премия открывала ему свободу не только творчества, но и поездок по миру — к нашему всеобщему счастью. Потому что Василий Песков представил в своих книгах не только далекие уголки страны, но и Антарктиду, Америку, Африку, Азию. В его книгах — жизнь журналиста и писателя, его полувековое служение родной «Комсомолке». Да, газета изменялась, становилась то лучше, то хуже, не изменялся в ней лишь Василий Песков, и читатели это всегда помнили и знали.

Хоть и банально звучит, что Василий Песков навсегда останется не только в истории журналистики, но и страны, но я повторю это, потому что всего один факт его биографии достаточен для этого. Я имею в виду его фотографии Юрия Гагарина и его семьи, сделанные 12 апреля и в два последующих дня легендарного теперь уже 1961-го года. Рядом с первым космонавтом планеты волею судьбы первым из журналистов оказался Песков, и свой профессиональный долг он выполнил в полной мере — мы увидели Юрия Гагарина сразу после возвращения из космоса в снимках Василия Михайловича.

50 лет назад он подарил мне книгу «Шаги по росе». Надпись, которую он сделал, греет мне сердце и сегодня. Она такова: «Володе Губареву, настоящему журналисту из нашей семьи «Комсомолки» с наилучшими душевными чувствами».

Действительно, у него была широкая душа, и ее хватало на миллионы людей, с которыми он встречался и для которых писал.

 

Владимир ГУБАРЕВ

лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола

научный обозреватель «НВ»

 

 

Кстати

Огромной утратой для страны назвал смерть Василия Пескова президент России Владимир Путин — он выразил соболезнования родным и близким журналиста и назвал его «подвижником». В Минприроды предложили учредить премию имени Пескова для журналистов, освещающих проблемы экологии.

Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил, что Песков был «великим журналистом с глубоким взглядом на жизнь и потрясающей любовью к человеку». Он назвал усопшего простым человеком «без каких-либо претензий к окружающему миру».

Давний коллега Пескова Николай Дроздов сказал в эфире «Эха Москвы», что для него эта потеря будет невосполнимой. Своего соведущего по передаче «В мире животных» Дроздов называл человеком, который понимал взаимоотношения человека и природы на «планетарном уровне».

Похожие статьи