Как я открывал «вторую» Турцию

(Продолжение. Начало — в «НВ» №01)

  1. Стамбул — город кошек и собак

Как я открывал «вторую» ТурциюПервое, что бросается в глаза приезжему, попавшему в «вечный город», как называют бывшую столицу Римской, Восточно-Римской (Византийской), а также Латинской и Османской империй, — это обилие дворовых кошек и бродячих собак.

Их здесь, по официальным данным, обитает до 150000 тысяч, хотя лично мне, не привыкшему в Москве видеть этих животных, болтающихся буквально под ногами, показалось, что хвостатых и мохнатых не меньше миллиона. Причем, у меня создалось стойкое впечатление, что местные жители приравняли кошек к себе подобным турецким гражданам со всеми вытекающими отсюда правами.

Когда поздно вечером, уже на подъезде к месту дислокации (это был район Бахчешехир), мы притормозили у одного кафе перекусить, я был просто убит такой картинкой. На креслах у столика, любезно предложенного нам официантом, мирно дремали упитанные пушистики, но работник кафе и в мыслях не имел их сгонять. Вместо этого он поднес палец к губам и, широко улыбнувшись (мол, принимайте их, какими они есть), приставил к столу дополнительные стулья.

И это умилительное отношение к кошкам я буду наблюдать на всем протяжении пребывания в Стамбуле.

Обласканные стамбульцами, они наделены правом беспрепятственно входить в мечети, фешенебельные магазины, не говоря уже о кафе, ресторанах и других предприятиях общепита. Вся атмосфера, созданная вокруг этих пушистиков, говорит о том что 15-миллионному (или уже больше?) городу эти животные не только не мешают, а наоборот, придают ему особенный колорит, дополняют лицо необыкновенными чертами.

В маленьком сквере жилого комплекса, где мы с женой провели, считай, две недели, я насчитал пару десятков хвостатых мурзиков, один из которых успел стать моим другом. Помню, стоило мне присесть на лавочку, как рыженький кот бесцеремонно забрался мне на колени и пролез под курткой к самой подмышке, где и устроился, видимо, на ночлег под моросившим в тот момент дождичком. С тех пор, как только я появлялся на площадке, рыжик выскакивал откуда ни возьмись и с той же безапеляционностью свидетельствовал свое почтение: ты, мол, как хочешь, а мне нужно подремать на твоих теплых коленях».

Кто-то заметил, что, дескать, умей кошки говорить, стамбульцы наверняка позволили бы им голосовать на выборах и участвовать в общественной жизни города. Хотя и одного «мяу» достаточно, чтобы перед уличным котом распахнули двери, угостили чем-нибудь вкусным и разрешили понежиться на топчане в кафе.

Кстати говоря, такое сверхуважительное почитание кошек исходит от самого пророка Мухаммеда, чья любовь к кошкам как храмовым животным не раз подчеркивается в Хадисе — предании о словах и действиях пророка. Однажды Мухаммеду понадобился халат, на рукаве которого спала его кошка Муизза. Он отрезал деталь одежды, чтобы не разбудить животное. В другом предании кошка спасла пророка от нападения смертоносной змеи, за что он благословил ее и потомков, дав им возможность всегда приземляться на лапы.

Помимо религиозных мотивов, у кошачьего обожания на востоке есть и рациональная, чисто биологическая причина. Это крысы и мыши, исторические спутники человека, пожиратели запасов, разносчики тифа и чумы. Кошка — страшный враг для грызунов, и без природных санитаров во времена Мухаммеда и в наши дни города бы заполонили орды опасных животных.

Густонаселенный Стамбул с множеством рынков, складов и мусора давно бы «захватили» крысы, не будь там кошек, регулирующих природный баланс. Жители знают об этой услуге и в ответ дарят им любовь и заботу. Посмотрите на публикуемые внизу фотографии (не все мои) — и вы сможете в этом убедиться. А еще посмотрите 80-минутный документальный фильм «Город кошек» (турецкое название «Kedi» — «Кошка»). Он есть в открытом доступе. Могу только добавить, что премьерный показ картины прошел 21 февраля 2016 года на стамбульском кинофестивале независимого кино и был встречен на «УРА».

А вот собаки, которых тоже немало в Стамбуле, в табеле о рангах друзей наших меньших занимают низшую, чем сородичи-кошки, ступеньку. Им, грубо говоря, кошачьих почестей не дождаться. Им не позволено даже приближаться к лоткам с кошачьим кормом, которые стамбульцы держат у входа в дома и заведения. Удел собак — собираться в стихийные стаи вдалеке от жилых домов, в заброшенных зданиях, оврагах и перелесках. Тем не менее, и к ним в Стамбуле сохраняются вполне теплые чувства. Из окна квартиры, в которой мы жили, я каждое утро наблюдал такую картину. К двум разным стаям собак почти одновременно приходили женщины с сумками наперевес. Они очень сноровисто наполняли валявшиеся под ногами тарелки и другие емкости едой и питьем, зазывая подопечных за стол. А одна из женщин, закончив с трапезой, устраивалась на каком-нибудь выступе или камне и подолгу сидела, разговаривая с Шариками.

На самом деле собаки в Стамбуле не такие уж безобидные существа, как может показаться, глядя на нарисованную мной же картину. Когда я однажды решил прогуляться мимо того самого места, где проходила кормежка собачьих стай, то тамошние завсегдатаи встретили меня недружелюбным лаем. Мало того, они стали в буквальном смысле напирать на меня, пока я не вооружился увесистой хворостиной. Так с веткой наперевес и пришлось идти вдоль всего оврага.

Кажется, угрюмые псы на Босфоре устали ревновать людей к кошкам и свыклись со своей ролью неприкасаемых. Они тоже не прочь принести пользу, гоняя крыс на помойках, но им не под силу преследовать грызунов в подвалах и канализациях, куда кошки легко пролезают. Да и не собачье это дело. В какой-то момент собаки проиграли кошкам в соперничестве за сердце стамбульцев, и они знают об этом.

В 2004 году в Турции приняли закон о защите животных и стали регулировать численность собак цивилизованными методами. Теперь псов отлавливают, вакцинируют от бешенства, стерилизуют или кастрируют, чипируют и выпускают на свободу. О том, чтобы усыплять бродячих животных речи не идет. Турки выступают против, в том числе по религиозным причинам.

Леонид АРИХ

(Окончание следует)

Похожие статьи

Send this to a friend