Битва за «Восток» продолжается

Получивший имя первого космического корабля Земли, «Восток» стал детской Республикой Солнца.

Битва за «Восток» продолжаетсяВ «космический» лагерь приезжали космонавты и зарубежные гости, из него еще много лет назад шли посылки на Кубу и в борющийся Вьетнам. «Восток» занимал призовые места в конкурсах, о жизни ребят рассказывали в центральной прессе и по телевидению, писали стихи и песни.

А как радостно праздновали в «Востоке» День железнодорожника, как гордились ребята своими родителями! А потом сами становились железнодорожниками и отправляли в лагерь своих детей.

— Я люблю железную дорогу, — призналась мне председатель профсоюзной организации станции Узловая Ольга Кляуз, — я на ней выросла. Здесь работали мои родители, а сама я с детства ездила в Настасьино, в лагерь «Восток», и люблю его до сих пор.

Об этом же говорили и многие другие.

Старейший, с богатыми традициями лагерь, открытый в 1938 году Министерством путей сообщения, воспитал многие поколения железнодорожных династий. Стал кузницей кадров профессионалов.

— Ребята, берегите свой лагерь! — призывали в клубе со сцены накануне 80-летия «Востока».

И дети его берегли.

Не уберегли дяди.

В конце 2017 года вдруг пришел грозный циркуляр: лагерь «Восток» закрыть! Такое решение, как говорят, приняла центральная дирекция социальной сферы ОАО «РЖД», которой руководит Сергей Черногаев. Руководство монополиста решение поддержало.

Детей выбросили летом на улицу, и лагерь стал зарастать травой.

Почему так внезапно закрыли лучший, последний железнодорожный лагерь области?

Причины местные чиновники приводят разные, но все они малосущественны. И железнодорожникам региона остается только гадать: могучая корпорация экономит на детях, или тут замешаны, в том числе, и чьи-то личные интересы? Ведь коррупция, как известно, в обществе далеко не изжита и, как волка ни корми, говорят в народе, а он все равно пытается жить по коррупционным схемам.

А кроме того, продавать государственное имущество, которое порой идет за бесценок, так выгодно. Перед этим в Тульской области ушел с молотка за бесценок другой железнодорожный лагерь «Приокские зори».

А теперь уже пятый год идет битва за «Восток»! Возмущенные железнодорожники центра России бьют в набат, пишут в инстанции, просят вновь открыть лагерь. «Наши дети, — решительно требуют они, — не должны быть заложниками чистогана!». Дети в интернете собирают «всех, кто любит «Восток», и делятся воспоминаниями, иные сквозь слезы…

В защиту «Востока», символа России, поднялась широкая кампания в центральной прессе. «Солнце зашло на «Востоке» — забил в колокол российский еженедельник «Новый вторник» 30.06.2020 г. «Восток закрыт» — подняла вслед за «НВ» тревогу «Учительская газета» (см. №30 от 28.07.2020 г.). «Все лучшее — дядям!», не в бровь, а в глаз ударила газета «Труд» 6.11.2020 г. в №79–80, в кампанию защиты «Востока» включились и другие издания. Выступления прессы вызвали резонанс широкой общественности.

— «Восток» нельзя было закрывать, — убежденно сказал начальник Тульского отделения Московской железной дороги — ОАО «РЖД» Александр Потапенко. — Ко мне многие обращаются, просят снова его открыть. Ведь лагерь — это маленькие дети! В далекие лагеря за Москвой они не едут. Потому что родителям сложно их навещать. Если в «Востоке» за лето оздоравливались до 700 наших детей, то в другие лагеря едут всего 150.

— До «Востока» — всего час езды, — пояснил Александр Потапенко. — А чтобы поехать в другие лагеря, родителям надо потратить весь день. После чего уставшими с дороги идти на работу. А ведь железная дорога — зона особой ответственности. Какую безопасность движения они обеспечат?

И тем не менее расправились не только с «Востоком». На Московской железной дороге, к примеру, проходящей по 9 центральным регионам России, из 14 лагерей осталось всего 5. Две трети детских здравниц пущены под откос, каждая вторая область — без лагеря. Подобное, а зачастую и хуже — по всей стране! В списке на сайте ОАО «РЖД» было до 70 железнодорожных лагерей. Из них остались единицы…

Вместе с лагерями ОАО «РЖД» все эти годы повсюду закрывает свои дома отдыха и санатории, парки, поликлиники, больницы и детсады… Если дорога сбрасывает с себя заботу о работниках, то будут ли работники любить такую дорогу и заботиться о ней? Не придется ли потом расхлебывать кашу, которую заварили? Но, похоже, руководство РЖД это не волнует.

Рассказывают, что, когда в свое время маршалу ракетных войск М.И. Неделину сверху предложили «в целях экономии» ухудшить жилищно-бытовые условия личного состава и их семей, тот категорически отказался. Это неминуемо, заявил он, скажется на обороноспособности страны. Но менеджмент ОАО «РЖД», похоже, о подобном не задумывается. Может, потому, что в РЖД нет маршалов?

А ведь железная дорога — это не экономика, это политика, пронизывающая всю страну и обеспечивающая в ней стабильность и безопасность. Сегодня закат над «Востоком», а завтра он может случиться и над железной дорогой. Если не над страной…

В стране стремительно растет число детей. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ отмечал, что «в середине наступающего десятилетия в России будет около 19 миллионов школьников, почти на шесть миллионов больше, чем в 2010 году».

А в это время крупнейшая корпорация, которая на всю Россию кичится своей молодежной политикой, повсюду закрывает свои детские лагеря.

Что же вы хотите, скажет кто-то, ведь это же ОАО, а частнику никто не указ. Но в том-то и дело, что учредителем ОАО «РЖД» и единственным акционером (владельцем 100% акций) является государство!

«Докатились уже до того, что «Восток» выставили на продажу, но ни у кого не хватило совести обокрасть детей и купить их Страну детства. Восток посылает SOS.

Статья в «Новом вторнике» «Солнце зашло на «Востоке», публикации в других изданиях вызвали большой резонанс. В битву за «Восток», символ России, вслед за железнодорожниками страны, включились депутаты Государственной Думы РФ, сенаторы Совета Федерации, руководители аппарата полномочного представителя президента в ЦФО, направившие письма и обращения Министру транспорта Виталию Савельеву, руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимиру Токареву, председателю Совета директоров ОАО «РЖД» Андрею Белоусову, Генеральному директору — председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и в другие инстанции.

Проблему с массовым закрытием детских лагерей в стране в конце прошлого года подняла в Совете Федерации спикер Валентина Матвиенко. А в этом году группа сенаторов, среди которых вице-спикер Галина Карелова, глава Комитета СФ по социальной политике Инна Святенко и сенатор Александр Варфоломеев, разработала и направила в Госдуму законопроект, запрещающий перепрофилировать в стране детские оздоровительные лагеря, равно как и использовать землю под ними не по назначению.

В июне он был принят Думой в первом чтении. Нет сомнений, что в ближайшее время закон, одобренный и поддержанный уже десятками регионов страны, будет полностью принят.

Железнодорожники центральной России, депутаты и сенаторы ожидают, что теперь, после твердо заявленной Федеральным Собранием цели государства сохранять и расширять сеть лагерей всех форм собственности, «Восток» будет снят с торгов.

Все ждут, что после принятия закона лагерь снова откроют, и над «Востоком», символом России, кузницей кадров династий железнодорожников, любящих свое дело и придающих дороге особый запас прочности — вновь взойдет солнце. Как и над другими здравницами Страны детства.

Иван АНДРИЯНОВ

журналист

Похожие статьи