«Ни один репортаж не стоит жизни»

Председатель СЖР Владимир Соловьев в беседе с главредом «Нового вторника» — о предстоящем Форуме современной журналистики, о миссии военкоров и о многом другом, о чем беспокоится наша пишущая и снимающая братия.

«Ни один репортаж не стоит жизни»Каждый форум — особенный

— Совсем скоро в Сочи пройдет форум современной журналистики «Вся Россия». Он очередной, уже 26-й по счету. Но вряд ли его можно назвать традиционным, учитывая, в какое время живем.

— У нас каждый форум особенный. А сегодня мы и вовсе находимся на переломе эпох, и никуда от нынешних политических событий не могут отвернуться ни журналистика, ни СЖР.

Не так давно наша делегация побывала в Луганске, где мы провели конференцию «Журналистика без границ», подписали соглашение о сотрудничестве с Союзом журналистов ЛНР. Вскоре после этого уже делегация всего Донбасса приняла участие в церемонии вручения высших наград в области журналистики «Золотое перо России»-2022, и мы подписали в Москве соответствующее соглашение еще и с Союзом журналистов ДНР.

Кстати говоря, именно главы СЖ двух этих республик, хорошо знающих, как на фронтах СВО работают наши военкоры, вручили лучшим российским репортерам новую награду Союза — «За смелость при исполнении служебного долга».

— Кандидатуры предлагал Союз журналистов?

— Не только. Мы общались с руководством газет, теле- и радиокомпаний, учли их предложения. Эта тема вообще вызывает живой интерес у российских коллег. Многие хотят больше узнать, что происходит на фронтах СВО, как в условиях ведения боевых действий работают наши военкоры и местные журналисты. Думаю, что ответы на эти и другие вопросы участники форума смогут получить как из уст наших военкоров, так и непосредственных участников происходящих на юго-востоке Украины событий — донбасских коллег, которых СЖР пригласил поучаствовать в работе сочинского форума. Знаю, что такая делегация, и весьма представительная, уже формируется. Это еще одна особенность нашего форума.

— Сохранит ли он статус международного?

— Безусловно. Ждем приезда в Сочи коллег из Белоруссии, Сербии и Абхазии. Но будут и представители западноевропейских стран — Франции, Германии, возможно, Испании. В целом, ожидаем более тысячи участников. Надеемся, что на сей раз обойдемся без вынужденных ковидных ограничений, которые «сопровождали», к сожалению, два предыдущих форма.

Что расскажет «Почта»?

— Чем утешите российских коллег, съезжающихся в Сочи еще и для того, чтобы, образно говоря, увидеть свет в решении тех или иных проблем, в том числе из разряда долгоиграющих?

— Надеюсь, что нам удастся пригласить на форум представителей «Почты России», к которой у руководителей печатных СМИ и, разумеется, у нас в СЖР, действительно, накопилось очень много вопросов.

— Насколько мне известно, в минувшем году СЖР широко анонсировал «круглый стол» с почтовиками…

— Из-за ковида он, к сожалению, не состоялся. Но мы несколько раз общались в онлайн-режиме с руководством «Почты».

Хотя некоторое время назад мы даже на контакт с ним не могли выйти. Помню случай, когда на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике с большим докладом выступил глава «Почты России» г-н Акимов, но при этом ни словом не обмолвился о том, как вверенное ему ведомство занимается распространением печатных изданий. Тогда я взял слово и разъяснил позицию журналистского сообщества по данному вопросу. Напомнил о растущем недовольстве коллег в регионах по поводу беспричинного и, что удивительно, постоянного повышения цен на доставку газет и журналов, а это, без преувеличения, подрывает национальную информационную безопасность. (Заметим в скобках: в ноябре 2011 года гендиректор «Почты России» скажет в интервью «АиФ», что «председатель Союза журналистов Владимир Соловьев меня из-за этого постоянно третирует. И правильно делает, потому что бьется за коллег». — Ред.).

Вскоре после того выступления контакт с директором «Почты России» был налажен. С его заместителями мы провели несколько совещаний. Пришли к выводу, что нужно подробно разъяснить всю эту ситуацию участникам форума. И почтовики пообещали приехать в Сочи, ответить на все вопросы.

На самом деле, у «Почты России» имеется определенный набор возможностей, при которых СМИ попадают в некие приоритетные списки. В этом случае появляется возможность гораздо меньше платить предприятию за доставку печатной продукции подписчикам. Почтовики разработали ряд предложений, которые собираются вынести на обсуждение журналистского сообщества на нашем форуме. Мы под это мероприятие готовы выделить самый большой зал. Это очень важный разговор.

«Ни один репортаж не стоит жизни»Разделяй, но не властвуй

— Полагаю, однако, что проблема доставки печатной продукции, хотя и важная, но не единственная, стоящая на повестке…

— Согласен. Поэтому мы предусмотрели панельные дискуссии как для «печатников», так и для электронных СМИ. Отдельно обсудим тему объединения СМИ в холдинги. Например, всех взволновал вопрос, связанный с переформатированием СМИ Подмосковья…

— Многие газеты, в том числе «Новый вторник», рассказали об этой конфликтной ситуации. Хотелось бы услышать, что сделано и делается для защиты коллег?

— Я сам из Подмосковья, и меня очень волнует сложившаяся ситуация. Обратился с соответствующим письмом к губернатору Воробьеву. Кроме того, обсудили этот вопрос на Федеративном совете, который впервые собрался в Домжуре и собрал руководителей более 70 региональных отделений СЖР.

А вообще вопрос этот непростой. В некоторых регионах из-за дефицита средств нередко идут на переформатирование всего комплекса СМИ, но не всегда делают это обдуманно, с учетом возможных последствий. Главное ведь, чтобы в результате так называемого объединения не уничтожить газеты с историческими корнями и сложившимися за многие десятилетия традициями. Не лишиться огромной армии читателей, которые выросли вместе с любимыми изданиями. Я уж не говорю о десятках и сотнях (как в Подмосковье) журналистов, рискующих таким образом не просто остаться без работы, но и лишиться самой профессии. В наше непростое время это недопустимо. Мы, насколько возможно, бьем во все колокола и очень надеемся, что нас услышат.

Но нам надо смотреть далеко вперед. Как исследовательский центр журналистики СЖР должен сделать выводы из всех подобных переформатирований и объединений в холдинги. Находить и распространять среди коллег имеющийся полезный опыт слияний и разводов — это с одной стороны. А с другой — осаживать иных ретивых чиновников в регионах от непродуманных шагов в этом направлении, демонстрировать через наши отделения лучшие образцы реформирования СМИ. А такой, повторяю, есть. В том же Воронеже, например, подобное переформатирование прошло не только безболезненно, но и, что немаловажно, с сохранением рабочих мест. По некоторым оценкам, объединение изданий в единый холдинг привлекает больше рекламодателей и, кроме того, позволяет поддерживать стабильность в ходе кризисов, в каковой вылился злосчастный ковид.

А вот в Кургане реорганизация районных СМИ началась по худшему сценарию. На отдельных ее этапах СЖР и лично мне пришлось вмешиваться и даже обращаться к Генпрокурору.

— И чем в итоге закончился «курганский прецедент»?

— Скажем так: там были сделаны определенные выводы. О чем это говорит? Мы внимательно следим за всем, что происходит со СМИ в стране. В этом деле наши региональные отделения, как нервные окончания — тут же дают знать, если с местными СМИ что-то происходит не так. Думаю, вокруг этой темы на форуме развернется жаркая дискуссия.

Военная тема волнует всех

— Владимир Геннадиевич, тот факт, что 26-й форум современной журналистики «Вся Россия» пройдет в непростой, мягко говоря, геополитической обстановке, наложит свой отпечаток на его формате?

— Несомненно, эта тема будет, если не доминировать, то, во всяком случае, красной ниточкой пронизывать большинство встреч на площадках форума. Специфических красок в общение журналистов добавит присутствие делегаций из ДНР и ЛНР, а также военкоров, которые приедут в Сочи прямо с фронтов СВО. Надеюсь, что и Сашу Сладкова (Александр Сладков, легендарный военкор ВГТРК. — Ред.) удастся «вытащить» на пару дней.

— Как бы ни хотелось продолжать данную тему, реальность заставляет возвращаться к ней вновь и вновь. Я — о потерях в рядах журналистов.

— К сожалению, не обходится без них и в ходе СВО в Донбассе. Не так давно получила ранение корреспондент Первого канала Ирина Куксенкова, чья съемочная группа попала под обстрел в Мариуполе. Буквально на передовой скончался от инфаркта сотрудник пресс-службы Росгвардии Сергей Постнов.

Зверски убита Дарья Дугина, молодая, но талантливая тележурналистка. Я часто смотрел выпуски, которые она вела. Дарья хорошо разбиралась в нюансах политики. На днях ее фотография пополнила скорбную галерею в офисе СЖР на Зубовском бульваре, состоящую из 78 портретов погибших коллег.

Российские журналисты погибали в разных ситуациях, но чаще всего это происходило внутри страны… И вот впервые, пожалуй, совершена целенаправленная диверсия иностранного государства на территории России. И хотя данный факт еще не получил окончательного подтверждения со стороны следствия, от этого не становится легче.

По сути, поле боя уже сдвигается внутрь страны. Как известно, ранее в Россию были переброшены группы киллеров, мишенями которых должны были стать известные тележурналисты, в том числе мой тезка Владимир Соловьев, Маргарита Симоньян и другие.

«Следует понимать, где остановиться»

— Тем не менее многочисленных жертв удается пока — тьфу, тьфу, тьфу! — избежать (да простят мне коллеги за такие слова). В этом, смею думать, определенную роль сыграл Союз журналистов, начавший регулировать процесс подготовки военкоров к работе в горячих точках. Что скажете?

— Меня часто спрашивают, как стать военным журналистом? Даже девушки подходят с таким вопросом. Сейчас это в тренде у молодых — оказаться в районе боевых действий. Я всегда советую таким неопытным смельчакам «оставаться лучше дома». Надо хотя бы какую-то начальную подготовку пройти, набраться элементарных навыков поведения. Мы организуем соответствующие занятия совместно с НИИ МЧС. Собственные учебно-практические курсы специальной подготовки для информационных структур под названием «Бастион» проводит Союз журналистов Москвы. Через эти «институты» прошли сотни коллег, мы издали несколько пособий на эту тему. Так что, если даже одну жизнь мы спасли, то все это было не зря. Будем продолжать это делать.

Сам я прошел немало горячих точек и прекрасно представляю, что значит работать военным корреспондентом. Многие наши коллеги были ранены, многих мы потеряли. Я лично хоронил друзей. Все очень непросто.

Союз журналистов должен обобщать этот опыт и стараться передавать его тем, кто только собирается в район боевых действий, чтобы он помог кому-то из них и работу свою сделать, и в живых остаться. Хотя мы всегда говорим, что ни один репортаж не стоит жизни, и что следует понимать, где остановиться.

Беседовал Леонид АРИХ

Похожие статьи

Send this to a friend