Болонская система с российским акцентом

Похоже, пришло время сформулировать принципиально новый подход к отечественному образованию

Болонская система с российским акцентомБолонскую систему образования наши чиновники еще недавно внедряли так настойчиво, что перечеркнули почти все завоевания и наработки советской школы, считавшейся лучшей в мире.

Единая европейская модель обучения, больше известная как Болонская, названа так по имени Болонского университета, где в 1999 году 29 министров образования европейских стран подписали декларацию, открывшую им возможность интегрироваться в единое образовательное сообщество. Они унифицировали учебный процесс, разделив его на бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). Позже декларацию подписали еще 20 стран, в том числе и Россия в 2003 году. Это дало возможность российским вузам участвовать в зарубежных проектах и программах обмена.

Официально новую систему в отечественную «вышку» внедрили в 2007 году, а для унификации стандартов оценки школьного образования ввели единый госэкзамен (ЕГЭ).

Назад — к лучшему в мире образованию

Надо признать: система бакалавриата и магистратуры с трудом приживалась на российской почве. Дипломы бакалавров некоторые работодатели до сих пор расценивают как справку о неполном высшем образовании, а в магистратуру еще надо пробиться, поскольку бюджетных мест катастрофически мало. В общем, вместо советского фундаментального образования и выпуска профессионалов вузы штампуют недоспециалистов. Не все, конечно. Как обычно, высокую планку держат МГУ, Бауманка, МФТИ и Финансовый университет. Но и они не в восторге от навязанной двухуровневой системы, о чем неоднократно и открыто говорили.

Спустя каких-то 15 лет ректоров топовых вузов наконец услышали? «России нужно отказаться от Болонской системы образования и вернуться к лучшему в мире отечественному опыту образования. России необходимо начать использовать свой опыт подготовки специалистов. Отказ от Болонской системы вернет нашему образованию звание лучшего в мире», — заявил второй человек в государстве — секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.

Что же случилось? Обострение отношений с Западом. По словам Патрушева, после начала спецоперации на Украине наших студентов и преподавателей настойчиво выдавливают из западной научно-образовательной сферы, перекрывают доступ к образованию в заграничных вузах, закрывают проекты с российскими учеными, не продлевают контрактов в научно-исследовательских лабораториях… Получается, пока Европа была нам доступна, на недостатки Болонского процесса смотрели сквозь пальцы, а как только начались проблемы и санкции, Болонскую модель решили, выразим эту мысль так, усовершенствовать. Прозрели, так сказать, вспомнили, как здорово учили в СССР безо всяких там ЕГЭ и бакалавриатов.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой считает, что нынешняя система образования привела к тому, что все больше детей отказываются идти в 10-й и 11-й классы из-за ЕГЭ, «а их родители, получавшие образование еще при старой системе, видят, что знания детей поверхностны, а ценностные ориентиры практически отсутствуют».

Те, кто по долгу службы сталкивается с нынешними выпускниками вузов, уверяют, что среди них немало умных и эрудированных ребят, стремящихся к самосовершенствованию, однако образовательный уровень большинства оставляет желать лучшего — даже советские троечники на их фоне выглядят чуть ли не научными светилами. В результате имеем педагогов, делающих пять ошибок в слове из трех букв, и социологов, не улавливающих взаимосвязи между общественными тенденциями. В профессиях, где требуется аналитическое и ассоциативное мышление и необходимо видеть ситуацию в целом, дела обстоят поистине ужасающе.

Нам бы бакалавров взять и отменить

Сейчас говорят, что нынешняя образовательная реформа приведет не только к изменению сроков обучения в вузах, но и к автоматической отмене ЕГЭ. При этом у российских студентов все равно будет возможность обучаться по программе обмена, но уже не с западными, а с российскими храмами науки. То есть вместо международного обмена будет внутренний.

Обучавшиеся в западном и отечественном вузах студенты имели два документа — для России и для зарубежья. Предполагается, что эта система сохранится и после нынешних преобразований, но так это будет или нет, покажет время.

Как ни печально, но Болонская система урезала в школе часы физики, химии и математики, а за их счет увеличивалось время на изучение обществознания и иностранных языков. Программа тем самым ориентировалась на тех, кто будет работать в международных компаниях, а не на рядовых инженеров и рабочих, которых так теперь не хватает на производствах. Эксперты уверены, что после реанимации советской системы образования эти проблемы разрешатся.

Каков же будет наш путь к светлому педагогическому будущему? Министр науки и высшего образования Валерий Фальков только что заявил, что, несмотря на отказ от соблюдения всех принципов Болонской системы образования, в России останется возможность обучаться по программам бакалавриата и магистратуры, но в то же время возобновится специалитет. По словам министра, высшие учебные заведения смогут самостоятельно выбрать, по какому принципу работать со студентами.

«Не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована», — подчеркнул он.

Министр пока не сказал ничего конкретного о ЕГЭ, но, скорее всего, экзамены после окончания школы теперь тоже будут проходить по-другому. Как именно — предмет дальнейших споров и дискуссий.

«В той форме, в которой экзамен существует сегодня, он больше не может функционировать: все направлено лишь на развитие механической памяти. Это не образование. Поэтому перестройка российской системы коснется не только вузов, но и школ», — отметил депутат Госдумы, академик Михаил Берулава.

В любом случае переход от одной системы к другой займет не один год. Радикальное перекраивание федеральных образовательных стандартов — это вам не кот чихнул, но обе палаты парламента уже заявили, что готовы работать над законодательными изменениями и даже располагают дорожной картой выхода на новые образовательные стандарты. По выбранным образовательным программам бакалавриата и магистратуры должны как минимум окончить обучение студенты, поступившие в вузы в 2021 году и ранее, а также те, кто будет поступать на анонсированные вузами программы бакалавриата в 2022 году.

На данный момент известно, что на смену бакалавриату и магистратуре во многих вузах, скорее всего, снова придет специалитет с пяти- и шестилетним периодом обучения в вузе, а Минобрнауки к 2024 году подготовит новый перечень специальностей. Главное — с водой не выплеснуть ребенка и не сделать хуже, чем есть сейчас. Процесс перехода к новой модели не должен быть продиктован эмоциональной демонстрацией жестких мер в ответ на дискриминационные действия европейских университетов и необдуманным отказом от результативных наработок, а должен быть ориентирован на реальное повышение качества российского образования и его доступности.

Елена ХАКИМОВА

Виктория КАТАЕВА


МНЕНИЯ

Юрий Оболенский,

сопредседатель Всероссийского общественного движения «Национальный родительский контроль»:

— Я хотел бы, чтобы выпускник был всесторонне образован. Ругали советскую систему, а ведь она давала более широкие знания, чем современные методики. Принципы советской педагогики заключались в том, что готовили человека-творца, способного думать и созидать. Советскую систему, я считаю, нужно взять за основу, добавив современные технологии и методы. Также пора понять, что ЕГЭ нам не подходит, и упразднить.

Напрасно говорят, будто в России закончились талантливые учителя. Это неправда. У нас огромное количество педагогов, преподавателей, кандидатов, докторов наук, которые мыслят современно, имеют прекрасные наработки. Они с удовольствием поддержат создание «доброй старой новой модели» образования.

Элина Жгутова,

председатель правления общественного центра по защите традиционных семейных ценностей «Иван Чай», эксперт по семейной политике:

— Чиновники от образования почему-то решили, будто цифровизация станет панацеей. Якобы буквально через чип в голову ребенка можно будет «закачать» необходимые знания. Как в компьютер. Поэтому решено «цифровизовать» все и вся.

Это иллюзия, от которой нужно избавляться. А процесс цифровизации — прекращать. Он содействует неправомерному вторжению в семью: сведения о ребенке попадают на цифровые платформы, нарушается тайна частной жизни, и данные о семье становятся доступными кому угодно.

По счастью, теперь Запад уже не может диктовать, как нам наших детей учить. ЕГЭ — западное изобретение. Как быть сегодня? Не изобретать велосипед. Нужно всего лишь вернуться к системе советского образования.

Похожие статьи

Send this to a friend