Попрошайки в футболках

Киев продолжает грезить победами над «российским агрессором», активно заявляя о своих военных инициативах «на воде»

Попрошайки в футболкахУкраина в истерике. Точнее, в истерике ее руководство, уверяющее, что не сегодня-завтра «нападет Путин», и нация должна оказать ему достойное сопротивление.

В унисон со своим руководством жителей Украины пугают и украинские флотоводцы. Командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа заявляет, что в случае полномасштабной агрессии России, потери для нее будут больше, чем в 2014-м году. «Намного больше. В разы» — подчеркнул флотоводец без флота. А его заместитель Андрей Тарасов в интервью изданию Sky уверяет соотечественников, что залогом будущих «перемог над ворогом» станет «серьезная работа Украины над восстановлением военно-морского флота» и, в частности, военные инициативы Киева «на воде».

Что же это за инициативы и за счет чего грезятся украинским военным их победы? 

В мировом рейтинге украинские ВМС, в составе которых (по состоянию на 2020 год) находятся 3 корабля, 14 боевых катеров и около 30 вспомогательных судов и надувных лодок, занимают 75-е место между Гватемалой и Конго. При этом в ВМС Украины живут на полном довольствии 13 адмиралов и генералов. Всего же в составе ВМСУ служит порядка 9–11 тысяч человек, что, по заявлению командующего ВМС, составляет почти 70 процентов укомплектованности.

Говоря о своих предстоящих победах на воде, украинские флотоводцы, в первую очередь, имеют в виду фрегат «Гетман Сагайдачный». На днях госконцерн «Укроборонпром» заявил, что Украина впервые за годы независимости проведет широкую модернизацию флагмана своих ВМС, построенного в 1992 году как сторожевой корабль. «Работы подобного объема и сложности для кораблей такого класса не выполняло ни одно предприятие за весь период независимости Украины. Именно поэтому для успешной реализации проекта Опытно-проектный центр кораблестроения кооперируется с другими украинскими предприятиями — лидерами оборонно-промышленного комплекса и судостроения страны», — заявил директор — генеральный конструктор ГП «Опытно-проектный центр кораблестроения» Вадим Борисов. «Речь идет о Государственном предприятии «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Заря» — «Машпроект», Государственном предприятии «Николаевский судостроительный завод», Судостроительно-судоремонтном заводе «Нибулон» и других предприятиях», — уточнил он. Что конкретно будут делать на «Сагайдачном», не уточняется, потому что, как считает бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко, это закрытая информация.

По мнению военных экспертов, тридцатилетний флагман ВМС планируют переоборудовать, чтобы в перспективе использовать как носитель «новых украинских систем вооружения», например, пока еще «сырых» противокорабельных ракет «Нептун» или проверенных натовских «Экзосет», «Гарпун». И ставка делается именно на натовские ракетные комплексы, потому, что другой долгострой — отечественный корвет «Владимир Великий», который планируют достроить до конца 2023 года, по задумкам украинских адмиралов, должен был стать носителем противокорабельных ракетных комплексов «Экзосет».

В январе на торжественном митинге по поводу начала нового учебного года, контр-адмирал Неижпапа заявил о предполагаемом принятии в состав ВМС в текущем году среднего разведывательного корабля «Симферополь». Его начали строить на базе неиспользованного корпуса рыболовецкого траулера проекта 502ЕМ и спустили на воду на киевском судостроительном предприятии «Кузница на Рыбальском» 23 апреля 2019 года. В октябре того же года его транспортировали в плавучем доке сначала в Херсон, потом — в Одессу. Длина «Симферополя» 55 метров, ширина 10 метров. Водоизмещение около 1200 тонн, скорость в варианте траулера 12 узлов. Корабль оснащен украинской станцией радиотехнической разведки «Мельхиор», работающей в пассивном режиме. Также до конца года, по заявлению Неижпапы, флот получит дивизионный комплект берегового ракетного комплекса РК-360МЦ «Нептун». Но морская платформа для «Нептуна» только в перспективе. Пока есть лишь испытательный макет, «где будут пробовать размещать будущий морской вариант «Нептуна».

6 декабря были подняты флаги на двух привезенных американских «Айлендах», к лету пришлют еще один. Будущий дивизион патрульных катеров будет базироваться в порту Южный, где есть 120 метров причальной стенки. Что касается других обновлений, то в одном из своих многочисленных интервью Неижпапа заявил: «В 2021 году мы провели несколько комплексных мероприятий в отношении обновления флота. Их, так сказать, нельзя пощупать. Потому как они невидимы». Сразу вспоминаешь цитату из фильма «ДМБ»: «Видишь суслика? Нет? А он есть!». Так и с украинским флотом.

Неижпапа признает, что самым большим прорывом является Концепция развития ВМС, в которой он и его люди «сформировали потребности флота». Эту концепцию народ уже окрестил концепцией попрошаек в футболках, полностью рассчитанной на своих заокеанских хозяев. Касаемо моряков, ее правильно было назвать концепцией попрошаек в тельняшках. Но на Украине отменили ношение тельняшек.

Судя по форме и отказе от тельняшек именно флот, которым в марте—октябре 1918 года командовал вице-адмирал Миклош Хорти, взяли за образец украинцы. И речь не только об отсутствии тельняшек. Так, на матросском воротнике (его называют «гюйсом») убрали две полоски и оставили лишь одну. А ведь традиционно считалось, что три полоски символизируют три славных победы русского флота: в Гангутском, Чесменском и Синопском сражении. При этом во втором и третьем принимали участие корабли, которые позже вошли в состав Черноморского флота, славную историю которого сейчас пытается присвоить Украина.

3 января посол Украины в США Оксана Маркарова анонсировала поставку Киеву в первом квартале 2022 года обещанных патрульных катеров типа Mark VI. Летом 2020 года Агентство министерства обороны США по военному сотрудничеству заявляло о готовности предоставления 16 катеров на общую сумму $600 млн, включая пакеты обучения и технической поддержки. Шесть катеров должны были поставить в счет американской военной помощи, 10 катеров Украина должна оплатить из собственных ресурсов. Для украинцев создали иллюзию, что катера построят, но в начале 2021 года стало известно, что ВМС США планируют вывести из боевого состава флота 12 катеров. Среди официальных причин планов списания Mark VI называлась, в том числе, дороговизна в обслуживании и неспособность ведения боевых действий против стран-конкурентов Mk VI из-за их небольшого размера и ограниченной ракетной огневой мощи. Так что не зря, анонсируя грядущую поставку катеров, Маркарова сказала: «Сами они не идут, их перевозят, так что тут мы немного зависим от транспорта, но это точно первый квартал 2022 года».

Что касается Великобритании, то в нынешнем году военно-морские силы Украины планируют получить один тральщик Sandown из двух запланированных к закупке у туманного Альбиона. О том, что ВМС Украины намерены приобрести два противоминных корабля из состава Королевского флота Великобритании, сообщалось еще весной прошлого года. Речь идет о тральщиках HMS Ramsy и HMS Blyth, которые выведены из состава британского флота. Средств на их покупку у Киева нет, поэтому Лондон выделил кредит. Уместно отметить, что британцы намерены вывести из эксплуатации все тральщики проекта Sandown и избавиться от них, заменив на более современные корабли. Особенность этих кораблей в отсутствии способности траления мин. В ноябре прошлого года ВМС Украины объявило уже набор экипажей для двух английских тральщиков. Планируется, что заключившие контракт моряки отправятся на курсы английского, а затем поедут стажироваться в Великобританию.

В декабре в Николаеве украинский «Нибулон» и французская Оcea подписали контракт на строительство 5 пограничных катеров FPB98. Стоимость соглашения составляет 136,5 млн. евро. В 2019 году сообщали, что Госпогранслужба получит 20 таких кораблей, 15 из которых построят во Франции. Теперь власти Украины обещают сосредоточить производство в Николаеве, не скрывая гордости по поводу того, что катера оснастят надувными лодками украинского производства. С артиллерийским вооружением пока не ясно, но кормовой пулемет будет советским ДШКМ.

Одновременно Киев пытается «окучивать» и Данию. Во время декабрьского визита на Украину министра обороны Дании Трине Брамсен был подписан меморандум о возможности создания многоцелевых судов. Глава министерства инфраструктуры Александр Кубраков обещает строить их на украинских заводах по высокотехнологичным проектам датчан и оптимистично уверяет соплеменников, что завершение строительства первого судна MPV80 предполагается к 2024 году.

В 2020 году между Украиной и Турцией были подписаны соглашения о передаче технологий и производстве противолодочных корветов типа ADA. По утверждению украинских флотоводцев, в Турции уже готово более 70% корабля. И до конца 2022 года этот корвет придет на достройку в Украину как готовая единица, в течение 2023 года его оборудуют соответствующей техникой, и он будет готов к государственным испытаниям. А в 2024 году его включат в состав ВМС.

Турки, разумеется, работать умеют, это показывает даже то, что на верфях довольно энергично штампуют заказные траулеры. Куда энергичнее, чем заказной корвет, точнее, его пустой корпус. Как пишут на форумах николаевских корабелов, странно, что турки делают корпус под неопределенное вооружение, так как при постройке в секциях сразу закладывают кабеля, трубопроводы, устанавливают штатное оборудование. Если это собираются делать на Украине, стоимость подскочит почти вдвое и не исключено, что турецкий корвет ждет участь корвета «Владимир Великий».

Но не только корабли планирует просить у Запада. В отношении морской авиации контр-адмирал Неижпапа грустно указывает, что кое-что советское еще осталось, но неплохо было бы заказать у «Антонова» патрульный самолет. Хотя сам отлично понимает, насколько при нынешней экономической ситуации это нереально. Потребности Украины в «палубной авиации» контр-адмирал очерчивает пятью-шестью новыми корабельными вертолетами. Здесь тоже перспективы печальны. Потому в позитиве лишь купленные у Турции «байрактары», которым в ВМСУ дали название «Бакланы». Странное название. Раньше бакланами называли неопытных воров, теперь слово перешло из узкой «воровской» лексики в более широкую сферу употребления, начав обозначать недалекого, неловкого человека. Того, кто не отвечает за слова, того, у кого в голове ветер, на уме — только болтовня. Словом, кого-то довольно «пустого», глупого.

Тесное сотрудничество с иностранными партнерами флотоводцы Украины считают очень важным аспектом. С гордостью они заявляют, что в вопросах подготовки Киев сотрудничает со специалистами из США, Великобритании, Канады и Турции. Курсанты Института ВМС проходят стажировку на кораблях ВМС Италии и Великобритании. Офицеры приобретают оперативно-тактический, оперативно-стратегический уровень образования в учебных заведениях США, Канады и Великобритании.

Тем не менее, как бы ни тужились украинские флотоводцы, как бы ни гордились своей мощью, отсутствие у Киева военно-морского флота признают даже их хозяева. «Военно-морские силы Украины, по сравнению с ВМС других стран, являются всего лишь макетом, — констатирует американский финансово-экономический журнал Forbes.

Валерий ГРОМАК

военный обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend