Ведь это наши горы…

Ведь это наши горы…13 февраля 1943 года бойцы Красной Армии сбросили с западной вершины Эльбруса флаги Третьего рейха и штандарты 1-й горнострелковой дивизии вермахта «Эдельвейс», установив вместо них знамена с серпом и молотом. 17 февраля советский флаг был установлен и на восточной вершине Эльбруса.

Отставить разговоры!

Вперед и вверх, а там…

Ведь это наши горы —

Они помогут нам!

Он-и-и помогут нам!

Эти строки из песни Владимира Высоцкого невольно всплыли в памяти у мемориала, расположенного на склоне Эльбруса. Памятник представлен в виде семи алюминиевых стел, установленных на 2-х метровом основании. На стелах указано 219 имен бойцов и командиров, погибших в сражениях на этой двуглавой горе.

Немцы из горнострелковой дивизия «Эдельвейс» пришли на Эльбрус в августе 1942-го года. Коренные жители горных районов Баварии и Австрии, солдаты и офицеры были прекрасно экипированы, хорошо обучены для действий в горах. К тому же многие из них отлично знали здешние места. Командир дивизии генерал Хуберт Ланц с 1936 года неоднократно бывал в Приэльбрусье, знал русский язык, изучал местные наречия, свободно ориентировался в горах.

По распоряжению Ланца была сформирована группа лучших специалистов во главе с капитаном Хайнцем Гротом, который уже поднимался на Эльбрус в 1939-м. Ему тогда удалось добраться до «Приюта одиннадцати» — гостиницы для альпинистов на высоте 4050 метров. Грот повел отряд наверх по известному ему маршруту 14 августа 1942-го года. Три дня спустя его группа заняла «Приют», к тому времени покинутый советскими войсками, а в ночь на 21-е группа лучших альпинистов дивизии «Эдельвейс» покорила обе вершины горы: западную — 5642 метра и восточную — 5621 метр.

В немецкой прессе публиковались фотографии альпинистов у штандарта Третьего рейха на вершине Эльбруса. Восторженные заголовки сулили скорую победу, захват нефтяных промыслов Баку, подъем флага на Казбеке. В кинотеатрах рейха без остановок крутили хронику, запечатлевшую всех участников восхождения. Отряд Грота в полном составе наградили Железными крестами, а также специальными жетонами с изображением силуэта Эльбруса и надписью «Пик Гитлера».

Но Эльбрус сдаваться не спешил. С сентября 1942-го позиции немцев на Большом Кавказском хребте регулярно бомбили советские самолеты. «Ты снова здесь, ты собран весь, ты ждешь заветного сигнала. А парень тот, он тоже здесь. Среди стрелков из „Эдельвейс“. Их надо сбросить с перевала!» — так звучат строки в песне Высоцкого. Но в действительности сбросить немцев с перевалов было очень нелегко. В подразделениях Красной Армии бойцов с горной подготовкой катастрофически не хватало, что вело к новым неудачам.

В конце сентября 1942 года против отборных бойцов дивизии «Эдельвейс» в атаку бросили солдат 242-й горнострелковой дивизии. Согласно плану, они должны были выбить немцев с перевалов Чипер-азау, Чвибери, Хотю-тау и самого Эльбруса: базы «Кругозор» и гостиницы «Приют 11». Кроме горнострелков, на Эльбрусе должны были действовать бойцы особой группы отрядов НКВД.

Вечером 26 сентября 1942 года на склонах самой высокой горы Европы вспыхнул бой. На следующий день горнострелкам предстояло атаковать немцев на перевалах Чвивери и Чипер-азау. А отдельному отряду, сформированному из лучших бойцов 897-го горнострелкового полка, поставили задачу наступать на «Приют 11» и овладеть им. Всего их было 102 человека, включая командира — лейтенанта Гурена Григорьянца.

Из оперативной сводки №23 штаба 242-й дивизии: «Группа Григорьянца в количестве 102 человек на подступах к ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ была встречена ружейно-пулеметным и минометным огнем противника, понесла большие потери, попала в окружение, из которого вышли 4 человека. Григорьянц ранен в обе ноги, остался на поле боя, судьба его неизвестна».

Попытка советских частей потеснить немцев на перевалах в конце 1942 года тоже успехом не увенчалась.

В начале февраля 1943-го года командование Закавказского фронта приказало советским воинам сорвать гитлеровские знамена с вершины Эльбруса. Штурм поручили объединенному отряду под руководством опытных альпинистов Александра Гусева и Николая Гусака. Всего на ответственное задание отправились 20 человек. К 10 февраля группа альпинистов дошла до «Приюта одиннадцати». Поврежденную бомбежками гостиницу брать с боем не пришлось — немцы уже ушли. Советские бойцы столкнулись с совсем другими противниками: морозом, снегопадом и сильнейшим ветром. Однако отступать было поздно: первым на штурм западного купола свою группу из шести человек повел Николай Гусак, мастер спорта СССР по альпинизму. Командир отряда Александр Гусев вместе с остальными остался ждать у «Приюта».

«Тринадцатое февраля, погода испортилась, западный ветер, облачность, снегопад, — писал в своем дневнике участник восхождения Александр Сидоренко. — Ориентировка затруднена. Взяли левее. Габриель и я проваливались несколько раз в трещины. У Белецкого то и дело гнутся зубья на левой кошке. Нудный длинный траверс от «Приюта Пастухова» к седловине. Ветер в лицо. На щеках и носу то и дело образуются ледышки. В 10:20 подошли к домику на седловине (5300 метров) — забит снегом. Оставили рюкзаки, начали крутой снежный подъем на вершину. На вершинном плато туман. Не видно ни зги».

Именно Александр Сидоренко и его боевой товарищ Бекн Хергиани сорвали с флагштоков остатки гитлеровских знамен, истрепанных ветром. На западной вершине альпинисты установили флаг СССР и оставили записку: «Зап. Эльбрус 5633 м. Будет и на нашей улице праздник! 13.02.43. 14:00. Сегодня сюда поднялась группа инструкторов альпинизма РККА в составе: начальник группы мастер спорта Гусак Н. Участники — мастер спорта Сидоренко А., сван-партизан, мастер спорта Хергиани Г. сван-партизан, мастер спорта Хергиани Б., политрук, мастер спорта Белецкий Е., в/т 2-го ранга, инструктор Е. Смирнов. Снегопад, туман, мороз. Поднялись с «Приюта 11» за 9 часов. Восхождение посвящено освобождению Кавказа от гитлеровцев и 25 годовщине нашей славной Красной армии. Группа по приказу командования Закфронта сняла немецко-фашистские вымпелы и установила наш Красный флаг СССР. Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша партия ВКП(б) и героическая Красная армия! Да здравствует наш Эльбрус и вновь свободный Кавказ! Нач. группы Н. Гусак».

После успешного завершения первого восхождения настал черед группы Гусева. 14 альпинистов вышли на штурм восточной вершины Эльбруса в ночь на 17 февраля. Им тоже сопутствовал успех: спустя девять часов от нацистских флагов была освобождена и вторая вершина, на которой также был установлен флаг СССР.

За успешное проведение операции Александр Гусев, Николай Гусак и Евгений Белецкий были награждены орденами Красной Звезды, остальные 17 участников восхождения — медалями «За отвагу».

Но еще длительное время судьба многих защитников Эльбруса оставалась неизвестной. В 2014 году подтаявший ледник Эльбруса отдал то, что хранил более 70 лет. Альпинистская разведрота спецназа 34-го разведывательного батальона Южного военного округа (ЮВО) при содействии местных поисковиков обнаружили тела погибших в 42-м бойцов. Среди них — останки лейтенанта Гурена Григорьянца. Вернувшись из боя спустя 70 с лишним лет, он занял место рядом со своими бойцами — в братской могиле около памятника защитникам Приэльбрусья.

В том же 2014-м году российское телевидение показало фильм «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус», рассказывающий о самой высокогорной битве времен Великой Отечественной войны и о беспрецедентной операции по поиску и захоронению солдат, погибших в боях. Благодаря этой акции, удалось найти и захоронить в братской могиле более 40 советских воинов. 

Как сообщил министр обороны России Сергей Шойгу, идея фильма «родилась давно. И была направлена на то, чтобы мы не забывали, а восстанавливали в памяти малоизвестные подвиги, особенно совершенные во времена Великой Отечественной войны». «Мы знали только о тех бойцах, которые поднялись на Эльбрус и сорвали флаг со свастикой. О штурме, который этому предшествовал, о той невероятно сложной операции подробной информации не было. Мы впервые получили большое глубокое исследование благодаря горной бригаде, которая нашла на склонах Эльбруса тела 43 погибших воинов. Считаю, что каждый, кто воевал на этих высотах — герой», — сказал Шойгу.

Валерий ГРОМАК

спецкор «НВ»

Фото автора

Похожие статьи

Send this to a friend