Картельный сговор?

Евразийская экономическая комиссия заинтересовалась, почему растут цены на услуги такси.

Картельный сговор?В начале марта Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) начала расследование на предмет чрезмерного роста цен на услуги такси. И надо сказать, что у государств-союзников как правовых регуляторов бизнес-процессов появились причины подозревать в данной сфере факт недобросовестной конкуренции на всем пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

По оценкам экспертов, расследование ЕЭК позволит установить все нюансы работы агрегаторов заказов такси. О его результатах говорить пока рано (о них станет известно только в начале августа), зато кое-какие выводы можно сделать уже сегодня.

Повод для антимонопольного беспокойства

«В настоящее время Евразийскую экономическую комиссию настораживает формирование цены на услуги такси не путем взаимодействия покупателя и продавца, а в результате не до конца понятных действий», — говорит директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич. Это, по его словам, говорит о таинственном формировании цены, наталкивает на мысли о некоей координации действий со стороны заинтересованных сторон с целью манипуляции рынком.

— Признаки ограничения конкуренции налицо, — продолжает Сушкевич. — Они установлены в ходе активных мероприятий в форме опросов должностных лиц таксопарков, изучению соответствующих документов. Нам останется скрупулезно проанализировать собранные материалы и сделать окончательный вывод, который, увы, склоняется не в пользу владельцев этого сегмента рынка пассажирских перевозок.

Разделяет мнение о том, что ситуация с такси является неким «черным ящиком», и директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов.

В частности, по его словам, в настоящее время остро недостает информации о принципах действия интернет-платформ агрегаторов такси. Кроме того, не приходится говорить о четком и детальном контроле со стороны государственных органов.

«Сегодня в мире имеется достаточно разнонаправленная практика работы с рынками такси, и я очень надеюсь, что мы найдем какую-нибудь подходящую для нас», — добавил эксперт.

В свою очередь, руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус считает, что «имеются серьезные вопросы» с определением понятия товарного рынка услуг такси на пространстве Евразийского экономического сообщества. По его мнению, одной из причин ситуации является то, что в государствах Евразийского экономического союза имеются различия профильного законодательства.

Борьба с нелегалами

Безопасность перевозок была и остается одним из основных целей всех расследований на рынке такси, а одним из вопросов, который доставляет беспокойство абсолютно всем, являются нелегальные перевозки.

В целом в России по состоянию на сегодняшний день имеется более 470 тысяч разрешений на использование автомобилей такси. При этом, по словам руководителя центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислава Швагеруса, количество водителей, зарегистрированных в «Яндекс-такси», составляет свыше 700 тысяч.

— Помимо легальных такси, более миллиона занимаются нелегальным извозом, — считает г-н Швагерус. — По разным субъектам России число нелегальных извозчиков составляет от 20 до 90% от общего числа таксистов. При этом многие нелегалы регистрируются на платформах агрегаторов такси.

По словам другого эксперта, директора департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича, 90% рынка такси сегодня находится в тени. Не в том смысле, что он нелегальный, а в том, что на нем нет должного регулирования со стороны государства. Правила действуют в каком-то частном порядке, по принципу «сильный устанавливает правила слабому». И это самое худшее, ибо ведет к монополизации рынка.

В качестве одной из мер борьбы с нелегалами обсуждается идея объединения такси ЕАЭС в единую платформу.

По мнению Швагеруса, данная мера может отчасти нивелировать неудобства, вызванные имеющейся в настоящее время невозможностью проверки подлинности водительских удостоверений, выданных в странах ЕАЭС, сотрудниками российской ГАИ.

— Объединение баз данных могло бы оказать серьезную помощь. Только в Москве на сегодняшний день свыше 60% водителей такси из 50 с лишним тысяч — это водители-мигранты. А в целом по России их количество в прошлом году составляло 534 тысячи. (Примечание «НВ»: речь идет только о зарегистрированных водителях-мигрантах, точных же цифр нет). При этом водители с киргизскими национальными удостоверениями совершили более 700 ДТП, из Узбекистана-797, — уточнил Швагерус.

Деструктива при работе с водителями-мигрантами добавляют агрегаторы такси.

«Они передают заказы любому, кто подключился в систему, и государство должным органом не регулирует данный вопрос, — отмечает г-н Швагерус. — Плюс к тому имеются не очень хорошие, мягко говоря, сведения, которые говорят о том, что якобы в Москве за 20 тысяч с доставкой на дом привезут водительское удостоверение любой страны СНГ, и это также не добавляет нашим гражданам безопасности на дорогах», — добавил г-н Швагерус.

Ничего нового

Расследование по вопросу деятельности такси не является для Евразийской экономической комиссии чем-то новым — ранее решения по картельным сговорам уже принимались и исполнялись, сообщил директор департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексей Сушкевич.

На основании данных решений, сообщил он, уже уплачены штрафы в бюджет государств ЕАЭС — Белоруссии и России.

«У комиссии есть полномочия привлекать к ответственности в виде очень большого штрафа нарушителей правил конкуренции. Агрегаторов такси мы тоже можем наказать — сумма может составить до 15% от годовой прибыли», — добавил Алексей Сушкевич.

«Комиссия защищает конкуренцию на общем рынке», — также сказал он, выразив уверенность в том, что нынешнее расследование в отношение агрегаторов такси увенчается успехом.

Тем более что, по словам руководителя центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагеруса, на пространстве ЕАЭС де-факто уже сложился общий рынок такси. И одним из первых признаков этого стало то, что многие российские компании работают и в других государствах, как, к примеру, «Яндекс-такси».

«По сути дела, компании такси, работающие на наших территориях — это самые настоящие евразийские компании, о необходимости создания которых то и дело заходит речь: каждые сутки в государствах ЕАЭС перевозится свыше 100 миллионов пассажиров, постоянно используется свыше 3 миллионов автомобилей для целей такси», — добавил Станислав Швагерус.

Олег СУЖИН

Send this to a friend