Ключи от счастья

Как современному писателю найти своего читателя

 

Ключи от счастьяПрошли времена, когда писатели относились к касте небожителей, а читатели смотрели на них снизу вверх. Теперь каждый второй упражняется в писательской или смежной с ней профессии – блогера, ведущего собственного подкаста или ютуб канала.

Но все-таки, изданная на бумаге книга, по-прежнему остается показателем успешности и предметом вожделения каждого начинающего писателя. Каков путь современного писателя к сердцу издателя, какие книги востребованы сегодня читателями, рассказывают участники российского книжного рынка.

 

Все ниши заполнены?

Елена Колина –  автор 27 книг, по многим сняты фильмы. Издаваться начала в 2003 году, и с тех пор ее книги уверенно держатся в топовых рейтингах у читателей.

Как рассказала Елена Колина, свою первую рукопись «Бедные богатые девочки» она распечатала, отнесла в три крупные издательства: «АСТ», «Эксмо» и «Центр-Полиграф» и стала ждать ответа.

Тогда еще можно было так запросто прийти в издательство и отдать рукопись лично. Хотя, как вспоминает писательница, в одном издательстве принимали чуть ли не в гардеробе, и ощущение было такое, что все это не имело никакого смысла…

Через два месяца Елене пришел ответ из издательства «АСТ» — рукопись берут, а вскоре позвонили из «Эксмо» и тоже сказали, что хотят издать ее книгу. Книга вышла в «АСТ», имела успех у читателей. Казалось бы, дальше все должно было пойти по накатанной, однако, с публикацией второй книги «Сага о бедных Гольдманах» возникли проблемы. Текст показался издательству слишком сложным, и тогда писательница обратилась в небольшое питерское издательство «Ретро», где издали эту книгу.

Третья книга Колиной «Дневник новой русской» также вышла в Санкт-Петербурге, в издательстве «Амфора». Елена пришла к главному редактору издательства «Амфоры» Вадиму Назарову и сказала, что хочет  написать русский вариант «Дневника Бриджет Джонс». Назарову идея понравилась, и работа над книгой началась.

— Работать с этим издательством было очень интересно. Вместе с главным редактором мы обсуждали сюжет, персонажей, спорили и смеялись, — вспоминает Елена Колина.

Выпустив в «Амфоре» еще семь книг, Елена Колина ушла в «АСТ», и теперь издается там. Суммарный тираж ее книг на сегодняшний день превысил 500 тысяч экземпляров,

На вопрос о том, в чем секрет ее популярности, писательница отвечает, что, без сомнения, большое издательство занимается продвижением книг своих авторов: проводит презентации в книжных магазинах, участвует в книжных ярмарках, но она считает, что это не главное:

— У меня сразу же сформировался свой читатель. В библиотеках мои книги зачитаны до дыр. Очевидно, сработало «сарафанное радио» — меня рекламируют сами читатели. – объясняет она.

По всей видимости, Елене Колиной удалось создать портрет типичной представительницы своего поколения:

— Очень часто на встречах с читателями мне говорят: «А ведь ваши книги про меня»! – рассказывает она.

Нужно учесть и то, что в начале 2000-х еще не было такого обилия книг, поэтому издаться, при условии, что у тебя хороший текст, было вполне реально. Теперь, считает Елена Колина, ситуация намного сложнее. Она рассказала, что несколько раз просила издательства рассмотреть хорошие, на ее взгляд, рукописи начинающих писателей. Но ответ был один и тот же: «Мы сейчас не берем в работу новых авторов!».

— Может быть, если бы я была издателем, я бы тоже подумала, тратить ли мне деньги на раскрутку новых авторов, если все ниши уже заполнены, – размышляет Елена Колина.

Но с другой стороны полки иностранных магазинов заполнены книгами малоизвестных иностранных авторов, качество которых, точно не лучше отечественных. Почему же их тогда публикуют, а своим отказывают?

 

Тараканы победили аналитику

Этим же вопросом задается и Андрей Бинев – известный журналист, политический обозреватель и редактор, автор одиннадцати политических романов, опубликованных с 2008 по 2014 годы в издательствах «Олма» и «Эксмо». В 2013 году его книга «Тихий солдат» — драматическая история жизни часового Буденого и Сталина — была признана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям «Лучшей книгой журналиста».

Однако, свои последние книги «Расщепление ядра» и «Барон и рак» он опубликовал самиздатом на платформе Литрес.

— Я как автор перестал интересовать издательства. Они говорят: да, это интересно, это талантливо, здорово написано, но это не продается, — сетует писатель, —  К сожалению, издательства превратились в абсолютно коммерческие предприятия, для которых важно не то, что написано, а как это продается. Я много лет проработал в журналистике, и очень хорошо знаю, что такое продажа информации и как это делается. Попробуйте опубликовать в сети интернет серьезный аналитический материал и информацию о том, что в домах москвичей завелись гигантские тараканы. Что разойдется быстрее? Понятно, что тараканы победят аналитику. Тоже самое сейчас происходит и на издательском рынке. Так как книги стали дорогими и потому недоступными для людей старшего поколения, предпочитающих серьезную литературу, издатель ориентируется на спрос более молодой, но платежеспособной аудитории, выросшей на интеренет-ресурсах. И все. Литература уходит.

Что касается засилья иностранной литературы – на мой взгляд, наши авторы пишут лучше тех западных коллег, которых пачками переводят и издают у нас, но иностранных авторов легче продавать, потому что они уже раскручены у себя, по их книгам сняты сериалы, и это привлекает читателей. Там есть любовь, стрельба, есть интрига, соответствующая реалиям нашего времени, и поэтому все это издается и уходит нарасхват – к отпуску, в дорогу, чтобы убить время и оставить потом где-нибудь в отеле для другого отпускника.

Могут ли интернет –платформы сделать писателя популярным? Андрей Бинев настроен скептически:

— На «Литрес» я ушел просто, чтобы не писать «в стол». Не думаю, что, публикуясь в самиздате, можно стать популярным писателем или привлечь внимание крупных издателей – там слишком большая конкурентная среда и нет четкой навигации. Это все равно, что искать что-то интересное на книжном развале – просто потеряешься, как в тропических джунглях. Знаю только одного автора, который пробил себе дорогу через самиздат. Теперь по его сюжетам ставятся и пьесы, и фильмы, и делаются электронные книги, но его тема опять же – остросюжетные «ужастики», востребованные у молодежи.

 

Таланта полно, ремесла не достает

Да, законы рынка неумолимы – все, что не пользуется массовым спросом, обречено на забвение.

— Конечно, мы ориентируемся на читательский спрос, — говорит главный редактор издательства «Астрель-СПб» книжного холдинга АСТ Александр Прокопович. —  Если книга не пользуется спросом, для кого ее издавать? Издание книг – это, конечно, бизнес, но бизнес творческий, поэтому издатель тоже рискует – ведь  зачастую предсказать, какая книга будет иметь успех у читателя, а какая нет, – очень сложно.

Александр Прокопович объяснил, почему современные издатели благоволят к иностранным авторам – с ними все более предсказуемо. По его мнению, средний уровень зарубежных авторов на порядок выше, чем малоизвестных отечественных писателей. Особенно это видно в жанровых произведениях — триллеры, фантастика, любовный роман – как правило, зарубежные авторы мастерски выстраивают сюжет, делают интригу, прописывают детали. Причина в том, объясняет главный редактор «Астрель», что на западе сложилась сильная школа, писательское мастерство преподают в каждом университете, а у нас многие писатели до сих пор ориентируются только на свое вдохновение.

— Для отечественного автора вполне нормальная история начать в одном жанре, а закончить в другом или вообще не закончить, или забыть о сюжете, выбросить главного героя по дороге. И это, к сожалению, прослеживается не только у начинающих авторов. С талантами у нас все прекрасно, но, когда доходишь до ремесла, – тут начинаются проблемы, — сетует издатель.

Отечественная школа писательского мастерства только начала формироваться. И, к сожалению, писатели, считающие себя профессионалами, пренебрегают тем, чтобы повышать свою грамотность.

— У нас при издательстве работает писательская  школа «Мастер текста». Там преподают известные писатели Екатерина Матюшкина, Наринэ Абгарян. Мы часто устраиваем открытые семинары, мастер-классы, но приходят на них, к сожалению, в основном, начинающие авторы. – говорит Александр Прокопович.

 

Книжка за 30 минут

Намного легче пробить себе дорогу в большую литературу детским писателям – книги для детей всегда пользуются большим спросом, и здесь главное встроиться «в поток» и уметь быстро писать.

Например, ярославская детская писательница Александра Калинина, книги которой публикуют такие крупные и просто известные  издательства, как «АСТ», Астрель», «Стрекоза», «Октопус», «Антология», «Феникс» и другие, рассказала, что в среднем тратит на написание новой книги 3 недели – таково требование издательского рынка и ее собственный, внутренний дедлайн. Небольшую сказку можно написать и за 30 минут и можно легко превратить ее потом в полноценную детскую книжку. Пропадать же надолго из вида издателей чревато тем, что о тебе забудут.

Сейчас книги Александры даже переиздаются, есть книги с продолжением – например, трилогия  «Детективы из 4 А», изданная в «АСТ». А в другом издательстве – «Стрекоза» у Александры  уже есть собственная серия «Волшебная сова и К°», в которой публикуются только  истории писательницы  о приключении загадочной совы и еë друзей.

А свои первые книги «Приключения Воваки» и «Кредо енота» (тогда еще повесть) молодая писательница выпустила на гранты Министерства культуры РФ и Союза российских писателей в ярославских издательствах «Факел» и «Цитата плюс». Потом поступил заказ от издательства «Антология» — написать нескучную книгу для детей о городах Золотого Кольца России. После выхода этой книги поступил заказ от «Антологии» написать книгу о кошках разных пород. Так появилась книга «Рысь — Брысь, или кошки о кошках» о приключениях беспородного котенка по кличке Рысь, который с помощью волшебного прибора «породоизменителя» вместе со своим другом Кончиком превращался в разных породистых кошек.

Набрав портфель изданных книг, Александра Калинина постучалась в издательство «АСТ». У нее в портфолио была к тому времени еще и рекомендация от Бориса Кузнецова, председателя жюри конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн», где Александра вошла в шорт-лист с рукописью книги (теперь уже романа) «Кредо енота. Автозамена».

Первой книгой, изданной в «АСТ», были «Детективы из 4 А». Книга вышла тиражом 3000 экземпляров и сразу же полюбилась читателям – издатели заказали продолжение.

— Никакой особенной рекламной кампании у книги не было, — рассказывает Александра, — было приятно, когда редактор сказал мне: «Вы написали книгу, которая сама себя продала». У меня словно крылья за спиной выросли.

Сейчас написаны и изданы уже три части «Детективов», четвертая в проекте. Параллельно в издательстве «Стрекоза» вышли книги Александры «Хранители тайны миров», «Дракоты и золотой глаз», «Вонючие истории» — ароматная книга, готовятся к выпуску ещё три книги. В этом же издательстве запущена персональная серия Калининой «Волшебная сова и K°», первые книги из которой выйдут в свет уже этой весной.

— Конечно, сейчас у меня уже совсем другие условия, чем у начинающего  автора, – выше гонорары, платят аванс, заключают долгосрочные контракты. Ко мне обращаются и другие издательства, которые узнают обо мне по книгам. Все это благодаря тому, что есть хорошее портфолио. Это как в ВУЗе – сначала работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя! – говорит Александра.

Александра уже в той когорте авторов, которые могут позволить себе жить на творческие гонорары. Правда, не только от книг. Например, она писала все сценарии для детской программы телеканала «Карусель» «Чик-зарядка».  Неплохие доходы дают и публикации в детских журналах, которые с удовольствием берут стихи и короткую прозу. А теперь Александра пробует писать тексты для детских песен.

— Есть такой композитор Александр Иевлев, он пишет музыку для детей, которые выступают на разных конкурсах «Голос», «Евровидение», сам организует  детские вокальные фестивали. Я услышала его музыку и предложила написать текст. А в итоге  мы решили создать целый альбом для детей.

— С какими издательствами работать интереснее?

— Работать интересно со всеми. Но особенно приятно с теми издательствами, которые больше погружены в процесс продвижения авторов, приглашают на разные мероприятия, подключают прессу. По протекции издательства «Стрекоза», я была гостем московской редакции на радио «Эхо Москвы», участвовала в разных конференциях, презентациях. А на книжных ярмарках бываю по разным поводам.

Конечно, большой удар по издательскому бизнесу нанесла пандемия. Отменились все мероприятия, встречи с читателями, отодвинулись издания книг. Надеюсь, что сейчас ситуация будет улучшаться – 26 марта вместе с издательством «Стрекоза» буду впервые после пандемии участвовать в большом публичном мероприятии – московской книжной ярмарке Non Fiction в Гостином дворе. А впереди – семинар молодых писателей, пишущих для детей, который в этом году пройдет в августе.

— Быть писателем, тем более детским – это не просто писать книжки. Чтобы держаться на плаву, обязательно нужна активность, движение = ПРОДВИЖЕНИЕ, надо всегда быть в курсе событий, которые происходят в писательском мире, искать новые форма творчества. Если это добавить к писательскому таланту, ты непременно станешь востребованным автором, — считает Александра Калинина.

 

Закрыть боли читателя

А за какие книги голосует рублем читатель? Юрий Швецов, владелец Книжной лавки гуманитарной литературы, книготорговец с 30-летним стажем, считает, что популярным писателя делает то же, что и любой другой товар – хорошая реклама.

— Помню, в конце 90-х годы книга Пауло Коэльо «Алхимик», попавшая в книгу рекордов Гиннеса, как самая продаваемая, у нас не покупалась. Этого имени просто никто не знал. Также как долгое время пылился на полках «Парфюмер» Зюскинда – пока его не экранизировали, что сделало книгу популярной в России.

Если в советские годы талантливых писателей знали «в лицо», то нынешний читатель дезориентирован огромным потоком новых авторов, как отечественных, так и западных, а потому в выборе книг склонен доверять мнению авторитетов.

Кто-то ориентируется на мнение Дмитрия Быкова, кто-то на Леонида Парфенова, кто-то читает финалистов престижных литературных премий. Но важен и бренд самого автора, его узнаваемость.

—  Не так давно у нас была встреча с одним из редакторов издательства «АСТ», который сказал, что, принимая решение издавать автора или не издавать, учитывается, сколько подписчиков у него в соцсетях. Поэтому, когда я слышу, что тиражи книги Михаила Лабковского «Хочу и буду» более 750 тысяч экземпляров, я понимаю, что это происходит, в том числе, и благодаря его мощному лобби в соцсетях. – считает Юрий Швецов, —

Все-таки, у людей очень силен «стадный инстинкт», и если в какой-то социальной группе считается неприличным, к примеру, не читать Пелевина, то все, конечно же, будут стремиться купить его книги. Именно поэтому популярные блогеры сейчас стремятся написать книгу – тираж точно раскупят. Не уверен, что все прочтут, но факт обладания модной книги для кого-то важен сам по себе.

Еще один фактор – актуальность темы. Мы можем сказать, что события тоже продвигают книги. Например, в год 75- летия Победы лучше продавались книги на военную тематику. Но важнее для писателя даже не тема, а нерв сегодняшнего дня. Чтобы стать востребованным, надо откликнуться на боли и тревоги большинства людей. Нерв современного дня – нестабильность, непредсказуемость, страхи перед будущим. И в этом, возможно объяснение феномена популярности книги Михаила Лабковского, который объяснил людям, что счастье не зависит от внешних обстоятельств…

 

Елена БАТУЕВА

Send this to a friend