Коломенский детектив

Сердитые заметки обозревателя «НВ» о том, как нельзя не любить свою собственную историю.

 

Коломенский детективВот здесь, на стене этого дома в подмосковной Коломне, на которую я опираюсь рукой (на снимке), была мемориальная доска, сообщавшая, что в нем с 1913 по 1924 год жил и работал писатель Борис Пильняк.

 

Однажды, в середине девяностых, я заехал в Коломну, чтобы побродить по ее улочкам в старой части города. Она не была такой пафосной, как сейчас, но в ее переулках и улочках улавливалось тогда некое таинство. Домишки напоминали про старую Россию и были похожи больше на декорации к фильму о дореволюционной эпохе.

Ныне тут и заборы в два роста, и спрятавшиеся за ними новодельные дворцы. А тогда в одном из переулков я неожиданно наткнулся на декоративную мемориальную доску на стене дома, вдоль которой тянулся скромный палисадник, весь в желтых цветах. Как это было неожиданно и радостно!

Так я открыл для себя этот дом, в котором рядом с Николой на Посадях — удивительной архитектуры храмом, жил одно время запрещенный, а потом и забытый писатель советской поры Борис Пильняк.

Говорят, написанные им в этом доме книги Пильняк помечал в конце — «Коломна, Никола-на-Посадьях». Такой же адрес Борис Андреевич указывал и в письмах, которые отправлял в издательства и редакции журналов, своим знакомым и друзьям.

Именно с Пильняком связано и еще одно имя, которым так гордится нынешняя Коломна. Всего на один день приезжала сюда, чтобы встретиться с писателем, поэтесса Анна Ахматова. Есть даже фото ее. Но Пильняка, к которому Анна Андреевна питала особые чувства, она не застала в Коломне. Зато осталась память об этом событии.

В школе, как я помню, о Пильняке нам даже не упоминали, да и книг его найти было невозможно, в университете упоминали, но не изучали. А прочитать его стоило. Как свидетеля былых времен, бурного начала двадцатого века. Да еще с таким неповторимым стилем. О чем он писал — нетрудно узнать, «пошарив» в интернете.

Как свидетельствуют путеводители по Коломне, 24 октября 1980 года на фасаде дома номер 7 по улице Арбатской была открыта мемориальная доска, сообщавшая, что здесь жил и работал Борис Андреевич Пильняк. Значит, еще при советской власти. А тогда удостоиться такой чести было весьма и весьма непросто, тем более писателю, который был репрессирован и запрещен в стране той самой властью.

А ныне я бродил битый час, пытаясь отыскать этот дом — и прежде всего по мемориальной доске. И в этом была моя ошибка. Дом на месте, палисадничек укатали под асфальт, а от доски остались только еле заметные отверстия в дощатой стене. Говорят, доску сняли нынешние — нет, не жильцы! — владельцы дома. Вот так: прежняя власть тратила средства на создание доски, устанавливала ее, а те, кому этот исторический дом достался, видимо, в процессе всеобщей «прихватизации» смахнули памятную доску, как надоевший декор.

Мне показались весьма странными объяснения местному интернет-ресурсу главного (поди ж ты — главного!) инспектора музейной деятельности городской администрации Николая Шепелёва: «Мемориальные доски, установленные на спонсорские деньги, не являются муниципальной собственностью, соответственно муниципалитет за них не отвечает».

Что-то я не припоминаю, чтобы в 80-е спонсоры устанавливали мемориальные доски. А хотелось бы знать, куда делась собственно доска, за которую, получается, никто в Коломне не отвечает? Так чего тогда гордиться именем Пильняка, если коломенские граждане запросто избавились от упоминания о нем, а чиновник местной администрации с легкостью открестился от ответственности за сохранность культурного памятника.

 

Анатолий СТРОЕВ

обозреватель «НВ»

 

NB!

 

СПРАВКА

 

Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Вогау), советский писатель, родился 29 сентября (11 октября) 1894 года в Можайске.

Будущий писатель появился на свет в семье ветеринарного врача, который был родом из обрусевших поволжских немцев. Мать мальчика была русской, дочерью купца из Саратова. Детство Бориса прошло в провинциальных городах России — Нижнем Новгороде, Коломне и Саратове. Он рос в окружении интеллигенции, через много лет эти впечатления отразились в его рассказах.

Писать Борис начал еще в девять лет. В 1915 г. была опубликована первая миниатюра прозаика под названием «Весной». В это время жил на Украине, в деревне Пильнянка (отсюда и такой псевдоним). Название деревни обозначает место лесных разработок, а словом «пильняк» местные жители называли друг друга.

Незамысловатые сюжеты, выходившие из-под пера Вогау, публиковались в журналах и альманахах, таких как «Млечный путь», «Русская мысль», «Жатва» и «Сполохи». Особым успехом пользовался рассказ «Земское дело», который читатели могли увидеть в «Ежемесячном журнале» В.С. Миролюбова. В 1917 г. юноша обвенчался с Марией Алексеевной Соколовой, они поселились в родительском доме в Коломне. Особая атмосфера этого города нашла отражение в произведениях Пильняка.

В 1918 г. увидела свет первая книга рассказов писателя «С последним пароходом». Через два года выходит роман «Голый год», благодаря которому у Пильняка появилось множество поклонников. В это же время на книжных полках появляется сборник «Быльё», главной темой которого была советская революция.

В 1924 г. выходят «Отрывки из дневника». В это же время пресса начинает травить Пильняка, считая его предателем и буржуазным писателем. Его атаковали из-за конструктивной критики коммунистических взглядов, кроме того, прозаик прямым текстом высказывал свое мнение. В 1926 г. была опубликована «Повесть непогашенной луны», сюжет которой читатели напрямую связали со смертью М.В. Фрунзе. Примечательно, что сам писатель предполагал такое развитие событий и отрицал подобные сравнения в предисловии. Тем не менее тираж был конфискован.

В 1929 г. прозаика снова критикуют и травят, на этот раз за повесть «Красное дерево». За это произведение его отстраняют от руководства Всероссийским союзом писателей. Журнал «Красная новь», до этого публиковавший произведение «Заволочье», отказывает Пильняку по идейным соображениям. В 1930 г. выходит роман «Волга впадает в Каспийское море», в котором автор изучает «новую русскую культуру», ее появление и особенности. Власти снова начинают травлю талантливого писателя, не воспринимая его точку зрения. В начале 1934 года его избирают членом правления на Первом съезде советских писателей.

Пильняку предоставляли несколько возможностей «исправиться». Он ездил за границу, писал письма Сталину и даже сжигал рукописи. Тем не менее власти многое не могли простить Пильняку: 28 октября 1937 его арестовали. Через полгода, 21 апреля 1938 г., осудили и расстреляли. Только в 1956 году его реабилитировали (посмертно). Последним романом прозаика стал «Соляной амбар», опубликованный в 1990 году.

 

(Источник: Stories-of-success.ru)

Похожие статьи

Send this to a friend