Шекспировские страсти Римаса Туминаса в театрах Москвы

На сцене театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера «Генри и Эллен» в постановке Римаса Туминаса.

 

Шекспировские страсти Римаса Туминаса в театрах МосквыГенеральный продюсер спектакля Леонид Роберман долго уговаривал худрука театра имени Вахтангова «вернуться к этой работе, но уже с актером Игорем Гординым в главной роли». Год назад Туминас  поставил «Генри и Эллен» с Александром Домогаровым. Точнее, довел до ума, спас спектакль, поставленный женщиной-режиссером. Римас Туминас обладает уникальной способностью «создавать совершенно разные спектакли с новыми артистами», и он любит эти эксперименты. Перед нынешней премьерой «Генри и Эллен» Римас Туминас на вопрос «НВ», доволен ли он новой постановкой, ответил: «Да, но с Игорем Гординым получается совсем другая история».

Главный герой спектакля – легендарный английский актер-трагик Генри Ирвинг. В своем театре он был и директором, и режиссером, и исполнителем шекспировских ролей. Из всех актеров – первый в мире обладатель рыцарского звания. Известно, что Лоуренс Оливье боготворил Ирвинга, и много сделал для увековечивания его памяти. Если бы главная героиня спектакля – актриса Эллен Терри (Анна Большова, см. фото) так часто не называла своего директора и возлюбленного Генри, можно было бы подумать, что Игорь Гордин играет Лоуренса Оливье, а Анна Большова – Вивьен Ли. Оливье и Ли очень много играли Шекспира, как Ирвинг и Терри. Тем более, что Генри и Эллен вспоминают «Мост Ватерлоо».

Этот фильм с Вивьен Ли в главной роли был снят в 1940 году, когда ни Генри Ирвинга, ни Эллен Терри не было в живых, но снят по пьесе Роберта Шервуда, поклонницей творчества которого была Эллен Терри.

В отличие от Генри Ирвинга Эллен интересовалась молодыми драматургами и мечтала сыграть в «современной пьесе». Кстати, в постановке Римаса Туминаса «Генри и Эллен» по пьесе Дона Нигро  отчуждение и расставание Ирвинга и Терри во многом произошло из-за современных драматургов, в частности, Бернарда Шоу. Ирландец Шоу знал подход к лучшим английским актрисам  и делал их своими союзницами. Он вел переписку с великой Стэллой Патрик Кэмбелл и с ее соперницей Эллен Терри. Генри Ирвинг ничего не хотел слышать о Шоу, и причину этого простым языком объяснил настойчивой Терри: «пьесы Шоу даже до жизни не дотягивают, а театр – масштабнее жизни».

Шекспировские страсти Римаса Туминаса в театрах МосквыИрвинг посвятил себя Шекспиру и Театру. Он не боялся поставить и «проклятую шотландскую пьесу «Макбет». Конечно, с любимой актрисой Эллен Терри в роли леди Макбет. Ничего страшного не случилось: театр не сгорел, как это было с «Глобус», разве только умер второй муж Терри. Впрочем, второго мужа у Терри не было, а был многолетний роман с архитектором Эдвардом Годвиным.

Однако суть не в биографической точности (Эллен Терри была непростой дамой, между прочим, она тоже обладательница высшего звания – Дамы Большого Креста Ордена Британской империи), и мистифицировала свою любовную историю. Суть в том, что Эллен очень хотела выйти замуж за Ирвинга, а он был женат, и, судя по его поведению, ничем не интересовался кроме театра. По сей день даже неизвестно была ли между Генри и Эллен – любовная связь. В опубликованной биографии Генри Ирвинга ничего подобного нет, а сама Эллен на вопрос приятельницы однажды ответила: «Да, была. Некоторое время».

Римас Туминас «некоторое время»  любви растянул на вечность. Его постановка – в трех измерениях: реальном, инфернальном и театральном. Любовь героев началась холодной зимой, скорее всего, в январе, и закончилась зимой. Римас любит первый месяц года, в котором сам родился (20 января), для рассказа о роковой любви. В январе – роман Татьяны и Онегина в его спектакле «Евгений Онегин», в январе – «Маскарад», и первый спектакль Римаса о любви и об ангелах « — тоже январский – так и называется «Январь» по пьесе Радичкова. Свою страсть к зиме режиссер объяснил просто:

— Зима – это очень красиво. Зимой как никогда хочется человеческого тепла, уюта и дома.

Генри Ирвинг – одинокий человек. Для него есть только Театр, и он — его раб и Бог. Но при этом он – человек, и мужчина, страстный мужчина (с него списан образ Дракулы в фильмах об этом вампире). Непокорный, жесткий, властный, но с нежным сердцем, которое чувствуют собаки, и дети (они тоже есть в постановке Туминаса). А еще – страшные и при этом прекрасные «январские дни», когда театр пустой и мистический.

Первая близость Эллен и Генри случилась в «пустом театре». Об этом вспоминает в спектакле Эллен: «У нас были забавные сексуальные свидания в пустых театрах». Шекспир, портреты которого, конечно, висели в театре Ирвинга, был свидетелем «любви режиссера и актрисы». Шекспир не покидал эту пару ни на секунду.  Он —  «третий лишний» в любви Эллен и Генри. Ни мужья Эллен, ни жена Генри, а сам Шекспир. Он их соединил – первый раз они встретились в комедии «Укрощение строптивой»,  вел, оберегал, обогащал…и Шекспир их разъединил. Генри сохранил верность Шекспиру и умер в шекспировском кресле (легендарный стул – главная декорация спектакля), а Эллен променяла Шекспира на Шоу, и, увы, под конец жизни ослепла. Спектакль начинается с их встречи в тумане вечности, а заканчивается смертью Генри. На вопрос обывателей: «Была ли между ними любовь?», Римас Туминас отвечает: «Была». Не совсем взаимная, далеко не идеальная, но очень плодотворная и необходимая для обоих художников.

Шекспировские страсти Римаса Туминаса в театрах МосквыКстати, Римас Туминас свой путь в театре имени Вахтангова в качестве худрука начал с пьесы Шекспира «Троил и Крессида». Если тогда критики, восхищаясь постановкой, отмечали «отсутствие любви между героями», то сейчас никто не станет опровергать, что «Генри и Эллен» — спектакль о любви, и не почувствовать ее невозможно даже ледяной статуе.  Возможно, это любовь сдержанная, холодная, эгоистичная, январская, но она есть. Без нее не было бы Театра, не было бы Генри Ирвинга, не было бы Эллен Терри, не было бы Шекспира, и не было бы Римаса Туминаса.

Игорь Гордин играет режиссера, в чертах которого легко обнаружить Римаса Туминаса. Римас Туминас нередко говорит актерам: «Этот герой – я, играйте меня». Так было и с «Евгением Онегиным», так происходит и в спектакле «Генри и Эллен». Игорь Гордин бесстрашно играет жестоко влюбленного в Даму, в актрису Рыцаря Римаса Туминаса. Игорь Гордин – приглашенный актер, и ему нечего бояться худрука Туминаса, как это делают некоторые артисты театра имени Вахтангова. В игре Игоря Гордина есть свобода, а она дорогого стоит. Свобода, которая необходима артисту, чтобы играть великого трагика Генри Ирвинга и великого режиссера современности Римаса Туминаса.

Автор пьесы «Генри и Эллен» — американец с итальянскими корнями Дон Нигро, очень любит Россию и мечтает приехать в Москву.

Анжелика ЗАОЗЕРСКАЯ

Похожие статьи

Send this to a friend