Кладбища на дорогах

Последняя трагедия в Забайкальском крае, унесшая жизни 19 человек, заставляет решительно и безоговорочно принять одну истину: пока государство не прекратит этот частный извоз и не возьмет на себя всю ответственность за безопасность дорожного движения вообще и пассажиров, в частности, россияне будут продолжать гибнуть и калечиться.

 

Кладбища на дорогахСмерть на наших дорогах достигла таких масштабов, что власти таки вынуждены были еще в 2013 году обратить на это внимание и сделать хоть что-то. Сводки о ДТП напоминали донесения с фронтов, с мест упорных беспрерывных боев: доходило до 30 тысяч погибших, каждый год в России уходил в небытие целый город! Например, как Советская гавань в Хабаровском крае, или Норильск в Красноярском, или Можайск в Московской области…

 

План на 20 тысяч смертей…

 

И в 2013 году была, наконец, принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения» на 2013–2020 годы. Правительство поклялось снизить смертность на дорогах на 28,8 процента! (Почему не на 29 или 30 процентов?).

Как бы там ни было, но за семилетку надо было добиться в прямом смысле жизнеутверждающего результата — к 2020 году погибать должно не более 20 тысяч человек (19.900, если точно). Тоже целый город, но уже поменьше.

(Кстати, для сравнения. У нас же любят чиновники сравнивать с западными странами, не все подряд, конечно, а когда им это выгодно. Ну, и мы сравним: в Германии с населением 83 миллиона еще лет 15 назад погибало на дорогах менее 5 тысяч, а в последние несколько лет — меньше 4 тысяч!).

Стоимость ФЦП сначала определили в 33 миллиарда рублей, потом сократили до 32,4 миллиарда, еще потом увеличили до 34,4 миллиарда. Тратить их доверили семи структурам — МВД, МЧС, Минздраву, Минтрансу, «Росавтодору», Минпромторгу и Минобрнауки.

 

Подведем итоги

 

И вот заканчивается год 19-й, и уже можно подводить итоги.

Итак, в 2013 году было зафиксировано 204 тысячи ДТП, в которых погибли 27 тысяч человек и ранены более 258 тысяч. А в 2018 году случилось более 168 тысяч ДТП — погибли более 18 тысяч человек, ранены почти 215 тысяч. Причем следует добавить важную деталь: если раньше погибшими в ДТП считались те, кто погиб на месте или скончался в течение 7 суток после автокатастрофы, то теперь этот срок увеличен, как и во многих странах, до 30 суток. Начинают черный список Москва, Краснодарский край и Питер.

И данные за этот год: на конец ноября произошло 146 тысяч ДТП — более 15 тысяч погибших, около 160 тысяч раненых.

 

Надо ли радоваться?

 

Да, перемены на лицо, ФЦП исполняется, хорошо. Но радости нет никакой. Чему радоваться? Особенно когда задумываешься над тем, что значительная часть погибших, умерших, искалеченных людей и судеб, — это пострадавшие пассажиры автобусов! И значит любой из нас, кто пользуется общественным транспортом, ежедневно рискует своей жизнью или здоровьем…

Более 5,1 миллиарда пассажиров перевезли автобусы в I полугодии 2019 года (в прошлом году за аналогичный период — 5,4 миллиарда). За это время произошло более 2,5 тысячи ДТП с автобусами. В них погибли 100 человек, более 3,8 тысячи были ранены. Абсолютными лидерами по числу аварий были Москва, Нижегородская и Тюменская области.

И внимание! Более 430 ДТП из них случились по вине водителей автобусов! В них погибли 19 человек.

Вот последний (по времени всего лишь, увы, последний) страшный пример — трагедия в Забайкальском крае.

1 декабря автобус «Чита — Сретенск» на полном ходу свалил ограждение на мосту, перевернулся и упал с высоты в десяток метров на замерзшую реку. В нем находились 40 пассажиров и водитель — 19 человек погибли на месте. Среди них двое малышей, один только что закончивший школу и поступивший в институт и сам водитель. Остальные получили ранения. Это еще им повезло, что Куэнга — речушка мелкая, и промерзла почти до дна. Иначе погибли бы все.

По рассказам выживших, был гололед, снег шел, а водитель мчался, словно на рекорд шел. Его даже просили: не гони! Но ехать оставалось всего 60 километров…

2 декабря было объявлено в Забайкалье днем траура по погибшим. Это уже второй за две недели день траура в крае! 15 ноября стало днем поминовения по 11 забайкальцам, погибшим в ДТП 13 и 14 ноября. Встретили Всемирный день памяти жертв ДТП…

 

По причине жажды наживы

 

17 ноября — во Всемирный день памяти жертв ДТП — спецпосланник генсека ООН по безопасности дорожного движения особое внимание в своем докладе уделил России. Смертность у нас «крайне велика». И назвал причины: низкая грамотность водителей и пешеходов, пьяные за рулем, болтовня водителей по телефону, недостатки в преследовании нарушителей.

Свои эксперты, которые далеки от языковых дипломатических изысков, прямо говорят: главная причина ДТП с автобусами по вине водителей — желание заработать, совершив за короткий срок побольше рейсов, нередко водители сидят за рулем по 10–12 часов в день! А еще — плохие дороги, плохое техническое состояние автобусов…

В отличие от дипломатов и экспертов я скажу еще проще: виновата система, выстроенная в государстве, — она разожгла в своих гражданах жажду наживы, желание во что бы то ни стало разбогатеть, сделать деньги, сделать много денег! Все отдано на откуп большим и малым капиталистам, «владельцам бизнесов».

Раньше, при такой плохой Советской власти, ни один автобус не мог остаться без техосмотра гаишников, ни один водитель не выходил в рейс без разрешения врача, не мог находиться за рулем полсуток… Общественный транспорт был заботой государства, и безопасность пассажиров была заботой государства! И постоянные маршруты связывали все населенные пункты страны!

Теперича — все не так. Теперь это частное дело, и озабочен капиталист лишь одним — получить прибыль побыстрей и побольше. Ну, допросили владельца бизнеса, организовавшего автобусные поездки между краевым центром и Сретенском, Сергея Пнева. На котором висит только официальных 38 нарушений, зафиксированных «Ространснадзором»! Ну, задержали на 72 часа владельца бизнеса Ивана Стрельникова, который отвечал как раз за этот рейс из Читы — в никуда… И что?

19 человек погибли, и их уже никогда не вернуть. Сотни людей оплакивают своих родных и близких, которых уже никогда не будет… И сколько еще должно нас погибнуть, чтобы автобусные поездки не заканчивались в моргах и больницах? перестали быть способом наживы?! Государство должно прекратить этот частный извоз, взять на себя всю ответственность за общественный транспорт, за безопасность пассажиров, Иначе россияне будут продолжать гибнуть и калечиться.

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend