Система образования дала сбой

Расстрел в колледже Благовещенска, равно как и другие подобные ЧП, имеют под собой одни и те же социальные корни.

 

Система образования дала сбойПочему воспитанники школ все чаще проявляют жестокость к сверстникам? Что делать взрослым, чтобы снизить уровень подростковой агрессивности? На эти и другие вопросы отвечает директор и научный сотрудник Школы Виктора Шаталова в Москве Сергей Виноградов, который убежден: школьная жестокость спровоцирована… прорехами в системе образования.

 

Кто такой Виктор Шаталов? Участник Великой Отечественной войны, вернувшись в родной Донецк, стал школьным учителем.

Педагог-новатор, его имя гремело на весь Советский Союз. Придумал уникальную методику изучения школьных предметов в рекордно короткие сроки. В его экспериментальный класс определяли самых слабых учеников — через 5–6 месяцев они блестяще сдавали экзамены.

После распада СССР эксперимент Шаталова был в очередной раз признан удачным и… закрыт. Сам педагог, которому уже за 90, сейчас живет в Донецке. Он на пенсии, но пишет книги и консультирует. Есть его школа-лаборатория в Москве, совсем крошечная.

 

Не выдерживает психика…

 

— Жестокость школьников — это результат сбоя системы образования, — убежден мой собеседник, — не выдерживает психика ребенка. Допустим, Петя плохо учится, Вася тоже, но у родителей Васи есть деньги и они наймут репетитора, а Петины не имеют такой возможности… И Вася отличник, а Петя троечник и в отчаянии начинает махать кулаками или, того страшнее, хватает ружье.

Пока списывают на случайности и плохое воспитание в семье. Наверное, когда сотого учителя застрелят, общество поймет, что проблема глубже, а причина озлобленности школьников — в невозможности усвоить школьную программу.

Думаете, в Европе не так? Они нашли решение — внедрили двенадцатилетнее образование. Но проблема никуда не делась. Значит, дело не в количестве лет, которые ребенок проводит в школе, а совсем в другом…

Напряженность в школе между двоечниками и «ботаниками», соревнование «родительских кошельков» еще не самое большое зло. Главное зло — растет объем материала и нет методики эффективного усвоения. Если в школы ввести грамотную методику преподавания, будут успевать все: и уроки делать, и спортом заниматься. И с радостью будут ходить в школу.

— Пока же родители школьников жалуются, что над домашними заданиями приходится корпеть до 11–12 вечера…

— В методике Шаталова выполнение домашнего задания занимает 5–7 минут. Никакого волшебства. Просто знания систематизированы. «Гнать программу» ни в коем случае нельзя — надо повторять по опорным схемам, повторение — это основа.

 

Школа без двоек

 

— Шаталов в пору преподавания действительно не ставил двоек?

— Школьная оценка всегда субъективна. Шаталов этот грех смягчает. Он ставит в журнал пять (если ученик заработал), карандашом — четыре (можно исправить потом на отлично) и оставляет пустое место, если ученик не ответил, позже он обязательно ответит.

Нет стрессов, и нет двоечников. Это правильно, зачем делить ребят на первый сорт (отличники), второй (хорошисты) и третий? Послезавтра третий сорт сделает задание лучше первого, но мы уже записали его в троечники…

— Родители школьников жалуются и на учебники: написаны настолько сложным языком, что и взрослому непонятно, а уж усвоить ребенку — тем более.

— На школьные учебники выделяют гранты. Суммы довольно значительные. Если я вижу в учебнике пять, а то и десять фамилий (обратите внимание!), знаю, что это аспиранты, которых заставили к первому сентября написать новый учебник, а научный руководитель получил грант.

Но автор у учебника должен быть один! Причем чтобы уже испробовал методику на практике, понял, что материал школьники усваивают! Шаталов годами обкатывал свою методу в школе с указкой у доски. Кстати, по его системе объем необходимых школьных знаний усваивают не за 11 лет, а за 9. К сожалению, далеко не все авторы современных школьных учебников работали в школе…

Вообще учебник должен быть не такой объемный, меньше, но не примитивнее: содержать опорные сигналы, систематизирующие курс, пройти обкатку.

 

Эффективной не было и раньше

 

— Расхожее мнение, что в СССР система образования была лучше современной.

— Это иллюзия. И в советское время новаторам приходилось буквально стены пробивать, воевать.

Донецк, где Шаталов работал в школе, тогда подчинялся Киеву. Но киевские чиновники не хотели возиться с экспериментатором, это же ответственность, отчеты… Какой-то секретарь райкома ему шепнул: мол, если попробуешь пробить разрешение на свой эксперимент через Москву, появится шанс развить систему, но наживешь врагов в Киеве, потому что «прыгнул через их головы», обратившись к вышестоящему начальству.

Однако он рискнул и отправился в Москву. Пробил — разрешили, врагов нажил, конечно. Вообще вся его жизнь — это история преодоления.

 

Беседовала Виктория КАТАЕВА

 

NB!

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

 

Ольга Коротина, научный сотрудник Института им. Сербского, семейный психолог:

— Современная система образования действительно уже не справляется, ученики теряют интерес к учебе. Огромный диссонанс с повседневной жизнью, где есть телевизор и интернет, там игры (есть интересные, развивающие), яркие картинки, а в школе сидишь и выводишь буквы или читаешь учебник. Скукота! Плюс нотации или крики педагога да двойки. Школа становится каторгой…

Многое зависит от конкретного педагога. Давно замечено: если ученику нравится учитель, то нравится и предмет, который он ведет.

К слову, я противник оценочной системы, особенно в младших классах: двойки совершенно не стимулируют учиться.

К сожалению, ни родители, ни педагоги не формируют у ребенка мотивы получать новые знания, взрослые не могут сформулировать, зачем нужна учеба. Мы говорим: «Ты должен получать хорошие оценки!» — и совсем не говорим, что «тебе нужны знания, чтобы быть образованным человеком, общаться с интересными людьми, уметь строить карьеру».

Современные школы — это агрессивная среда. А где агрессия, там страх. Дети не видят в школе зоны комфорта и безопасности, один сплошной стресс.

О системе Шаталова, конечно, слышала, но не считаю панацеей. Менять надо многое, причем кардинально.

Похожие статьи