Однодневное единство?

У обозревателя «НВ» есть собственное мнение о прошедшем вчера празднике

 

Однодневное единство?Что мы празднуем 4 ноября? Большинство россиян затрудняются ответить на этот вопрос, зато с удовольствием отлынивают в этот день от работы и предаются безделью. А какой праздник без застолья? Уж в этом-то мы едины и монолитны!

 

Вот и я, как и миллионы моих сограждан, привычно поднимаю рюмку. Но при этом всякий раз задумываюсь: нелепый праздник с нелепым названием — День народного единства. О чем это? О временах Смуты, четырехсотлетней давности событиях, о якобы едином народном порыве при изгнании «поляков-оккупантов».

Между тем, В.О. Ключевский, основоположник сугубо научной русской исторической школы утверждает: «В гнезде… боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о Самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

Всемирно известный сегодня памятник «национальным героям и спасителям России» Минину и Пожарскому был установлен на Красной площади… через двести с лишним лет после «события».

О судьбе Кузьмы Минина «после подвига» известно только то, что умер герой уже в 1616 году, а род его пресекся. И князь Пожарский тоже как-то сразу исчез с политического горизонта. Вся дальнейшая «государева служба» князя-победителя ограничивалась мелкими поручениями и второстепенными ролями. Воцарившийся Михаил Романов не видел за Пожарским особых заслуг.

И ведь еще двести лет назад наш весьма осведомленный историк Н.М. Карамзин утверждал, что не какие-то конкретные люди, а только «Чудо» спасло Россию от полной гибели.

Долго ли мы будем, подменяя «правду истории», надеяться на чудеса?

 

Валерий ВОЛОДЧЕНКО

Похожие статьи

Send this to a friend