Доверять, но проверять!

В минувшую среду в Нур-Султане, как теперь называется столица Казахстана, прошел саммит лидеров Евразийского союза, посвященный пятилетию подписания Договора о ЕАЭС. В эти же дни, однако, отмечается еще одна знаменательная дата — 25-летие со дня оглашения первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым своей идеи Евразийского Экономического Союза, реализация которой, по сути, и привела к созданию нынешнего ЕАЭС.

В этой связи мы попросили ответить на несколько вопросов члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктора НАЗАРЕНКО.

 

Доверять, но проверять!— Виктор Владимирович, что такое техническое регулирование в ЕАЭС и какие задачи помогает решать?

— Основополагающим документом для создания системы технического регулирования стало Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле, регулирующее обязательные требования к продукции и к процессам, связанным с ее производством, маркировкой и другими составляющими. Эти стандарты, в добровольном порядке применяемые производителями, могут в определенных случаях стать источником технических барьеров в торговле. Чтобы таких барьеров не возникало, и необходимо иметь единые обязательные требования технических регламентов.

Технические регламенты Союза установили на территории государств-членов ЕАЭС единые, обязательные для применения и исполнения требования к продукции и к связанным с ней процессам, правила ее идентификации и допуска на единый рынок Союза. Эти обязательные требования как раз и определили тот уровень безопасности продукции, отвечая которому, она может быть размещена на рынке Союза.

— Не препятствуют ли союзные технические регламенты свободе предпринимательства и обращения товаров?

— Договором о Союзе четко определено, что технические регламенты разрабатываются только в отношении товаров и изделий, включенных в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза. Они нацелены на защиту жизни, здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

По нашей оценке, около 85% взаимообращаемой между странами Союза продукции производится по единым требованиям, которые обеспечивают ее безопасность для потребителей и свободное перемещение для бизнеса. К тому же с принятием каждого нового технического регламента в государствах-членах Союза проводится необходимая работа по подготовке инфраструктуры промышленности и качества, обеспечивающих применение новых единых требований.

— Сколько технических регламентов действует и сколько еще потребуется принять?

— В соответствии с Планом разработки технических регламентов ЕЭС, утверждаемому Советом Комиссии, с 2015 года принято 12 технических регламентов Союза. Они дополнили комплекс принятых ранее 35 технических регламентов. Это стало реальным шагом на пути к созданию полноценного общего рынка пяти стран Союза с едиными правилами и требованиями.

Новые технические регламенты Союза установили требования к аттракционам, детским игровым площадкам, сжиженным углеводородным газам, питьевой воде, алкогольной, рыбной продукции и химической продукции, применению отдельных химических веществ в изделиях радиоэлектроники, минеральным удобрениям, нефти и газу.

На сегодня перед Комиссией и странами Союза стоит задача по разработке одиннадцати новых технических регламентов. Они, в частности, будут устанавливать требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, трамваям и подвижному составу метрополитена, мясу птицы и продукции ее переработки, кормам и кормовым добавкам.

— В сфере Вашей деятельности есть и другие, понятные зачастую только специалистам направления — например, аккредитация и оценка соответствия. Между тем, речь в конечном итоге идет опять-таки о безопасности товаров на евразийском рынке и фактически о здоровье миллионов людей. Можете доступно объяснить эту связь?

— Условием допуска продукции на рынок Союза является то, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, и, таким образом, подтверждена ее безопасность. Такая продукция маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза. На нее оформляется единый документ об оценке соответствия, предусмотренный техническим регламентом Союза.

Оценку соответствия требованиям технических регламентов Союза осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия. Они включены в Единый реестр органов по оценке соответствия Союза, который является неким «элитным клубом». Членами реестра становятся только те органы по оценке соответствия, которые отвечают установленным в Союзе единым критериям. Такой подход дает заявителям возможность обращаться в целях оценки соответствия продукции в любой включенный в Единый реестр аккредитованный орган. Это позволяет интегрировать технические и экспертные возможности органов по оценке соответствия всех государств Союза.

В настоящее время в Единый реестр включены около 850 органов по сертификации и почти 2000 испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза. Все они в рамках аккредитации в национальных системах аккредитации подтвердили свою компетентность. При этом в качестве одной из важнейших целей всего механизма аккредитации является оптимизация состава испытательных лабораторий и органов по оценке соответствия при высоком уровне их ответственности за выданные документы.

— Скажите, пожалуйста, может ли Комиссия проконтролировать выполнение своих решений в сфере технического регулирования? Если, допустим, какой-то предприниматель изготовил игрушку или карусель с параметрами, не соответствующими требованиям союзных регламентов к такого рода изделиям, существует ли механизм привлечения недобросовестного производителя к ответственности?

— В первую очередь, контролировать соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов Союза должен изготовитель. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Союза в рамках своего национального законодательства осуществляют 27 уполномоченных органов, наделенных соответствующими компетенциями в своих странах. Основной задачей этих органов является своевременное выявление, предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований технических регламентов Союза в отношении пищевой продукции, изделий легкой промышленности, аттракционов и иной продукции, выпускаемой и находящейся в обращении на рынке Союза.

Но тот факт, что надзор на рынке Союза осуществляется силами органов государств-членов, не говорит о том, что у Комиссии нет обязательств и полномочий в этой сфере. Договором предусмотрена гармонизация законодательства государств-членов Союза в сфере государственного контроля (надзора). Комиссия координирует эту работу совместно с уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, последовательно совершенствует право Союза.

Проблемные вопросы государственного контроля (надзора) являются предметом системного рассмотрения на площадке ЕЭК. Подготовлен проект Соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕЭС. Документом предусмотрены существенное усиление взаимодействия надзорных органов и другие меры координации их совместных действий.

Активно ведется создание межгосударственной системы информирования об опасной продукции. Это позволит странам Союза и Комиссии информировать о выявленной ненадлежащей продукции и оперативно обмениваться информацией о мерах, принятых по результатам контрольных мероприятий. Эту систему планируется реализовать в рамках пилотного проекта на примере шести технических регламентов Союза, регламентирующих требования безопасности к низковольтному оборудованию, продукции, предназначенной для детей и подростков, игрушкам, колесным транспортным средствам, молоку и молочной продукции, а также мясу и мясной продукции.

— В последнее время много говорят о необходимости защиты совершающих покупки в сети Интернет детей, пенсионеров, инвалидов как наиболее уязвимых потребителей. По своему незнанию они нередко становятся жертвами продвинутых интернет-мошенников, которые сбывают некачественный товар. Да и обычных покупателей часто обманывают в электронных торговых сетях. Предпринимает ли Комиссия какие-либо меры, чтобы изменить ситуацию?

— Договор о ЕАЭС установил принцип равенства потребителей, которые могут рассчитывать в рамках Союзе на равную и полную защиту.

Для этого государства-члены реализуют согласованную политику в сфере защиты прав потребителей. Эта политика основана на гармонизации национального законодательства с учетом разработанных актов Комиссии, в том числе Рекомендацией Коллегии Комиссии от 21 ноября 2017 г. № 27, которая стала одним из первых документов в ЕАЭС, устанавливающим основные принципы в электронной торговле с учетом интересов потребителя.

С целью защиты отдельных категорий граждан, в виду их возраста (пожилые, малолетние лица), физических особенностей (инвалиды) от недобросовестных предпринимателей, а также с учетом принципов ООН, Комиссией подготовлен проект Рекомендации по их защите как потребителей. Это позволит государствам-членам унифицировать подходы для установления ответственности продавцов за умышленный обман такой категории потребителей.

— Как Вы думаете, станут ли лекарства и медицинские изделия дешевле и доступней в странах ЕАЭС? Вопрос этот тоже не случаен, поскольку именно Вы курируете создание общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. Как с этим обстоит дело?

— На наш взгляд, не совсем корректно связывать общий рынок Союза с гарантией снижения цен на лекарственные препараты и медицинские изделия. Общий рынок лекарств и медицинских изделий предусматривает единый подход к разработке лекарств и медицинских изделий, единое изучение их безопасности, качества и эффективности (вместо повторения этих исследований по пять раз в каждом государстве), единую регистрацию и единый надзор за безопасностью в конечном итоге. Безусловно, замена повторения пяти процессов одним снизит издержки производителей. Но не будем забывать, что вопросы ценообразования и регулирования цен в Союзе оставлены на национальном уровне и отданы в руки уполномоченных органов в сфере регулирования обращения медицинской продукции и антимонопольных органов.

Что конкретно получит потребитель (пациент или врач) от единого рынка лекарств и медицинских изделий? Первое — улучшение доступности лекарств и медицинских изделий, то есть больший их ассортимент в аптеках и стационарах, а значит — более гибкий подход к оказанию медицинской помощи. Второе — удаление с рынка устаревших и неэффективных лекарств и медицинских изделий. Третье — быстрый ввод в обращение на наш рынок препаратов на основе новых активных действующих веществ, содержащих высокоэффективные «молекулы». Сейчас на рынке мы этого не наблюдаем — из более чем 240 новых (принципиально новых!) лекарств, которые вышли на мировой рынок в 2017–2018 годах, созданных на основе таких «молекул», у нас обращается всего около 90.

В итоге мы обеспечили главное в нашей работе — охрану здоровья каждого жителя Союза, что является краеугольным камнем в фундаменте, на котором зиждется работа Евразийской экономической комиссии. Производителям лекарственных средств будут открыты все возможности обеспечить население доступными недорогими лекарствами, вывести свои продукты на международную орбиту глобального фармацевтического рынка.

— Устранение излишних технических и административных преград между странами Союза для свободного движения продукции, насыщение единого рынка самыми разнообразными, полезными для людей товарами — безусловно, положительные явления. Но ведь развитие торговли может вызывать и неприятные моменты. Например, возрастают риски переноса вместе с ввозимыми товарами загрязняющих веществ, вредителей, возбудителей болезней, опасных для людей, животных и растений. Как с этим бороться?

— На основе оценки рисков регулярно должна проводиться работа по формированию и актуализации современной системы санитарного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), включая порядок ввоза на единую таможенную территорию Союза и перемещения между государствами-членами подконтрольной продукции (товаров). На сегодняшний день создана правовая база Союза, регулирующая вопросы защиты его рынка от опасной продукции. Вместе с тем продолжается системная работа по ее совершенствованию на основе правоприменительной практики, новых исследований, а также передового международного опыта в сфере санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарных мер. Подготовлены предложения по внесению изменений в Договор о Союзе, иные акты, составляющие право Союза, которые позволят обеспечить защиту его рынка путем недопущения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней, опасных для здоровья человека, возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, а также занос и распространения карантинных объектов.

По вопросам актуализации требований системы надзора и установления нормативов безопасности продукции ЕЭК тесно сотрудничает с такими международными организациями, как ВОЗ, Международное эпизоотическое бюро, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная торговая организация и др. Формируется комплексная информационная система обеспечения безопасности продукции, информирования о рисках, предусматривающая применение единых подходов к управлению рисками при осуществлении санитарного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора). Применение данной информационной системы позволит повысить эффективность деятельности уполномоченных органов по предотвращению ввоза на таможенную территорию Союза и оборота опасной для жизни, здоровья человека и животных подконтрольной продукции (товаров).

Вся проводимая в указанном направлении работа позволит снизить административные барьеры при доступе продукции как на рынок Союза, так и на рынок третьих стран.

— Что бы Вы изменили в первую очередь, чтобы техническое регулирование принесло еще больше пользы евразийской интеграции?

— Совершенствование системы технического регулирования в Союзе — это комплексная задача. В ее решении мы выделяем несколько аспектов, причем каждому из них уделяем одинаково пристальное внимание.

Во-первых, система нормирования обязательных требований и условий допуска продукции на единый рынок Союза должна быть, с одной стороны, эффективной для обеспечения безопасности продукции, с другой — не создавать неоправданных ограничений для бизнеса. Это потребует четкого разделения всех сфер регулирования, исключения дублирования на национальном уровне функций органов, осуществляющих надзор в разных сферах, установления прозрачного механизма проведения контроля обязательных требований в сфере технического регулирования и применения санитарных, карантинных фитосанитарных и ветеринарных мер.

Второе — формирование современной нормативной базы для исполнения обязательных требований. Для этого следует организовать системную работу по проверке научно-технического уровня действующих технических регламентов и перечней стандартов к ним. Активизировать работу по развитию межгосударственной стандартизации, сформировать единый порядок координации на уровне Союза разработки стандартов с внедрением эффективного механизма финансирования этих разработок. Приоритетной должна стать разработка межгосударственных стандартов на методы испытаний, особенно для замены включенных в перечни стандартов к техническим регламентам ведомственных документов и отмены устаревших стандартов. Это будет способствовать выработке прорывных решений по развитию опережающей и перспективной стандартизации.

Третье — оперативное принятие мер, направленных на перезагрузку систем аккредитации и оценки соответствия, обеспечивающих гарантированную защиту общего рынка Союза от опасной продукции. Механизм аккредитации и оценки соответствия следует сделать прозрачным, жестким и эффективным. Необходимо внедрить единые Типовые схемы оценки соответствия, которые повысят уровень транспарентности (открытости) оценки соответствия и восполнят ранее существовавший «пробел» в праве Союза. Необходимо провести полную ревизию единых реестров органов по оценке соответствия и выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии на основе принятых новых критериев и процедур включения органов по сертификации и испытательных лабораторий в Единый реестр. Это позволит «удалить» с рынка недобросовестные органы по оценке соответствия и исключить из обращения необоснованно выданные документы. Таким образом будут созданы условия для сохранения и развития инфраструктуры качества наших стран.

И, конечно, выстраивание системы государственного контроля (надзора) на едином рынке Союза, не только эффективно реагирующей на существующие риски, но и предупреждающей их возникновение. Для этого важно выработать механизмы эффективного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) государств-членов Союза как между собой, так и с таможенными органами и органами по аккредитации стран ЕАЭС. Следует унифицировать принципы и подходы к запрету выпуска в обращение и изъятию из обращения на едином рынке Союза продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Это позволит правомерные запреты и изъятия опасной продукции не превращать в надуманные барьеры во взаимной торговле. Установить в государствах-членах Союза соразмерную ответственность всех участников рынка за безопасность выпускаемой в обращение продукции.

Мы уверены, что эффективное взаимодействие надзорных органов стран ЕАЭС, координация их совместных действий предотвратит появление на рынке опасной продукции, освободит его от «серых» сертификатов и повысит доверие потребителей к поступающей на наш общий рынок Союза продукции.

Таким образом, комплексное решение стоящих перед нами задач позволит сформировать эффективную систему технического регулирования Евразийского экономического союза, направленную как на создание условий для безбарьерной торговли в Союзе и защиты его рынка от небезопасной продукции, так и для повышения конкурентоспособности производимой в ЕАЭС продукции, чтобы достойно представлять ее на мировом рынке.

 

Беседовал Леонид АРИХ

 

NB!

 

К юбилею евразийской идеи Нурсултана Назарбаева приурочен выход в свет сборника «Евразийский Экономический Союз — 25. От горизонта к горизонту».

 

В него вошли выступления глав стран-участниц ЕАЭС, интервью и статьи председателя и министров Коллегии ЕЭК, президента Делового Совета ЕАЭС, статьи ректоров МГУ им. М.В. Ломоносова и Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, а также материалы известных журналистов и экспертов.

Сборник «Евразийский Экономический Союз — 25. От горизонта к горизонту» описывает путь, который — от идеи — прошел Союз за эти годы, рассказывает об основных трудностях и опасениях, которые пришлось преодолевать, а также об амбициозных целях, которые ставят перед собой лидеры объединения.

Со вступительным словом в сборнике выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в России И.Н. Тасмагамбетов.

«Идея Большой Евразии открывает горизонты для активизации экономических связей Азии и Европы, может стать фундаментом формирования новой системы международных отношений на евразийском пространстве, — считает недавно избранный президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. — В целом несущим элементом будущей архитектуры сотрудничества должно стать раскрытие интеграционного потенциала наших стран и объединений в рамках формирования Большой Евразии, которую мы хотели бы видеть как единое евразийское пространство безопасности и процветания».

Процитированное интервью К.-Ж. Токаева впервые было опубликовано на страницах «Российской газеты» в дни его первого — в качестве Президента — визита в Москву.

Выстраивание Большой Евразии невозможно без соответствующей инфраструктурной базы. Об этом в своей статье для нового сборника пишет Президент Делового Совета Евразийского Экономического Союза В.Б. Христенко: «Соединение двух новых «больших проектов»: инфраструктурной составляющей в Евразийском союзе, прописанной в Договоре о ЕАЭС, и одновременно выстраивание и проработка этой составляющей внутри отношений ЕАЭС с КНР в рамках сопряжения проекта ЭПШП — главный вызов и интерес ближайшего десятилетия».

От того, насколько удачно пройдут эти процессы, во многом зависит в конечном итоге и благополучие простых людей, граждан стран-участниц ЕАЭС. В сборнике приведены слова Президента РФ В.В. Путина, сказанные им при подписании Договора о создании ЕАЭС в Астане 29 мая 2014 года: «Преимущества евразийской интеграции должны в полной мере оценить и граждане наших стран. Они получат право свободно работать в государствах «тройки». При этом оформление каких либо разрешений не требуется… Подписанный Договор имеет действительно эпохальное, историческое значение, открывает самые широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан наших стран».

Похожие статьи

Send this to a friend