Кто за храм, а кто за сквер

Остановит ли «странную» стройку в центре Екатеринбурга вмешательство самого президента?

 

Кто за храм, а кто за скверВсю минувшую неделю Екатеринбург лихорадило, как никогда раньше. Тысячи горожан вышли, чтобы выразить свой протест против возведения собора святой Екатерины в зеленом сквере в самом центре города, у здания областного правительства.

 

На подавление народного бунта к месту были стянуты полицейские, сотрудники Росгвардии и бойцы ОМОНа. Но после того, как в ситуацию вмешался Владимир Путин, работы временно прекратили.

В понедельник, 13 мая, привычный екатеринбуржцам сквер у театра Драмы оказался обнесен забором. С этого, собственно, и началась история, после которой Екатеринбург уже никогда не будет прежним.

В тот же вечер у сквера собрались толпы жителей, готовых грудью защитить полюбившееся место отдыха. Они и представить не могли, что инициаторы строительства — глава Русской медной компании Игорь Алтушкин и гендиректор Уральской горно-промышленной компании Андрей Козицын — могут выставить против них толпу охранников в черном, а на подмогу привлечь бойцов Академии единоборств РМК во главе с ее президентом Иваном Штырковым.

Но самое интересное как раз в том, что… все было по закону.

Еще в феврале глава Екатеринбурга Александр Высокинский подписал необходимые для начала строительства документы, территория прошла все согласительные процедуры, в том числе и общественные слушания. Однако люди до последнего надеялись, что сами олигархи откажутся от открытой конфронтации с жителями и не станут строить церковь там, где ей, по их мнению, не место.

Предпринимателей, впрочем, понять можно: история, которая тянется с 2010 года, никак не может завершиться. Еще тогда они готовы были финансировать стройку собора на его историческом месте — то есть там, где большевики взорвали его в 1930 году. Но горожане воспротивились — здесь разбит сквер, летом работает живописный фонтан, место идеально для прогулок и отдыха. Спустя несколько лет храму нашли другое место — на водах Верх-Исетского пруда. Тогда-то и родилось ставшее вскоре легендарным название «храм на воде». Но и тут горожане не пожелали видеть культового сооружения — формально никакая территория бы не пострадала, поскольку собор предполагалось строить на специально насыпанной дамбе. Многочисленные акции, в ходе которых уральцы буквально обнимали пруд, взявшись за руки, вновь охладили пыл олигархов.

Но, видимо, поговоркой «Бог любит троицу» и власть, и бизнес решили поставить точку в этом вопросе. Для демонстрации позиции Церкви в Пасху, 28 апреля, по центру города к месту сквера у театра прошел многочисленный крестный ход, в поддержку строительства в Екатеринбург даже прилетали российские звезды театра и кино.

«Скверу быть», «Мы за сквер», «Позор», «Скверный храм», «Референдум», «Это наш город» — с такими лозунгами стояли горожане у забора, стараясь пристыдить тех, кто вышел охранять не существующую еще церковь. Городская и областная власть, похоже, никак не ожидала того, что произошло в последующие дни — люди стали разбирать забор и тут же сбрасывать его в реку Исеть. Начались задержания — если в первую ночь задержанных оказалось всего около десятка, то во вторую и третью их стало значительно больше. По итогам третьей ночи журналисты насчитали до 60 задержанных — бойцы ОМОН увозили в отделения полиции, выписывали протоколы, а особо активных задерживали, некоторым из которых предстоит провести в СИЗО до 15 дней.

Уже во вторник губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев заявил, что его долг выслушать представителей всех сторон. Он собрал у себя сторонников и противников строительства храма в этом месте. Однако конструктивного диалога не вышло: все стороны остались при своем мнении, а власть дала понять, что отказывать уральским предпринимателям строить храм не намерена.

Горожане продолжали отстаивать любимый сквер. Для их усмирения на помощь екатеринбургским прибыли бойцы ОМОН из Челябинска и Екатеринбурга, а вечерненочные стояния у забора стали еще более массовыми. Во второй вечер горожане перекрыли одну из центральных улиц имени Ельцина — формально они ничего не нарушали, поскольку толпой, но с соблюдением всех правил туда-сюда переходили по пешеходному переходу на протяжении часа, при этом сотрудники ГИБДД не в силах оказались помешать этому.

Мой друг полицейский, который был отправлен на охрану места предполагаемого строительства, признался, что боялся встретить меня «по ту сторону баррикад».

— Мы все тоже за то, чтобы строительства в сквере не было, поэтому, выполняя приказ охранять огороженное место, понимали, что стоим против своих же единомышленников, — признался он мне уже после того, как его смена завершилась.

Третья ночь стала самой жесткой из всех и теперь уже наверняка войдет в историю города. С вечера у сквера собрались тысячи жителей — и молодежь, и люди среднего возраста — они сначала молча зажгли фонари, демонстрируя единение. Однако позже, поддаваясь провокациям — без них в толпе, конечно, не обошлось, вновь стали крушить забор и вступать в конфликт с силовиками.

На этом фоне удивительно было видеть священника Максима Миняйло — фактически единственного представителя екатеринбургской епархии РПЦ. Он вызывал неподдельное уважение тем, что все вечера проводил с протестующими — терпеливо объяснял, что храм нужен, поскольку является историческим и нужно приносить покаяние за то, что когда-то он был уничтожен. Впрочем, он озвучивал и довольно странные суждения. Например, что стройка примирит всех и духовенство не будет возражать против того, чтобы возле собора во имя святой великомученицы Екатерины люди отдыхали и прогуливались так, как привыкли это делать, загорали, пели песни и развлекались так, как считали нужным.

Официальная позиция РПЦ тоже не заставила себя ждать и была озвучена пресс-службой епархии:

— Мы, жители города и области, стоим на пороге исторического события, которое останется в вечности — воссоздания главного храма, с которого начинался город, — собора святой Екатерины. Только созиданием, добрыми делами и помыслами мы сможем сделать наш город добрее и красивее, воспитать в любви и взаимопонимании наших детей, изменить нашу жизнь к лучшему.

За три вечера и ночи никто из представителей власти так и не пришел к скверу лично, не попытался объясниться с людьми, не вызвал их на диалог, при этом федеральные СМИ деликатно молчали о ситуации, словно Екатеринбург и вовсе не лихорадило. И только в четверг в ходе медиафорума ОНФ Владимир Путин, чей пресс-секретарь Дмитрий Песков все эти дни уверял, что президент в курсе ситуации и что эта территориальная проблема, не достойная внимания главы государства, дал понять: надо услышать мнение жителей о строительстве храма в сквере.

Через несколько часов после этого в сквер к протестующим пришел мэр Высокинский. Он тут же заявил, что стройка останавливается на несколько недель, а администрация города готовится к проведению опроса.

Будет ли он честным? — вот в чем вопрос.

 

Максим ГУСЕВ

собкор «НВ»

ЕКАТЕРИНБУРГ

Фото автора

Похожие статьи

Send this to a friend