Как дела, самозанятые?

Корреспондент «МН» проверила ход эксперимента по легализации доходов этой категории населения.

 

Как дела, самозанятые?Картина маслом

 

Напомним, с 1 января этого года в Москве и Подмосковье, а также в Калужской области и Татарстане проходит эксперимент с участием самозанятых людей, то есть тех, кто осуществляет деятельность, не требующую найма сотрудников, и получает доход непосредственно от заказчиков.

Им предложено легализоваться, выплачивая налог на профессиональную деятельность (НПД) в размере 4% (для работающих с физлицами) и 6% (для обслуживающих ИП и юрлица) через мобильное приложение «Мой налог». Ежемесячные страховые взносы в этом случае составляют всего 1,5%, из которых 1,25 идут в ПФР, а 0,25 — в Фонд ОМС. Взамен участникам эксперимента обещано освобождение от НДФЛ и НДС.

Федеральная налоговая служба поторопилась заявить об успехе эксперимента, сообщив, что за первые 3 месяца более 40 тыс. россиян вышли из тени и признали себя самозанятыми. Но радоваться, оказалось, рано.

 

О главном не подумали

 

Картину маслом испортили прежде всего банки, начавшие блокировать счета самозанятых. Хотя, объективно говоря, винить их нельзя, ибо закон запрещает заниматься бизнес-операциями с использованием личной денежной карты. Но чиновники, легализуя самозанятых, об этом просто не подумали. А кредитным организациям, не имеющим четко прописанного регламента, ничего не оставалось, как блокировать счета с подозрительными денежными транзакциями.

ФНС поспешила уладить возникший казус, посоветовав легализовавшимся гражданам «просто заявить в банк о своем новом налоговом статусе». Или завести отдельный счет для расчетов, что предпочтительнее.

 

Свет — хорошо, но в тени лучше

 

Дабы сохранить некую объективность, «МН» (в основном, на условиях анонимности) попросил некоторых участников рынка рассказать о плюсах и минусах проходящего эксперимента.

«Закон о самозанятых — хорошая инициатива, — говорит Виталий Егоров из Липецка. — Но я пока не готов выйти из тени. Подожду пока, посмотрю, что получится. Сам я работаю официально, а вот хобби и неофициальную занятость шифрую. Целевую аудиторию можно найти и удаленно. Для широкой рекламы своего дела, даст Бог, дорасту, но сейчас можно обходить запреты».

«На первый взгляд предложения ФНС кажутся очень притягательными, — делится один из специалистов портала «You Do». — Но есть такой момент. В 90-х и начале нулевых все скрывали доходы, не платили налоги. Потом людям дали возможность платить столько, сколько каждый может себе позволить. Люди поверили, открылись, в итоге пришлось заплатить гораздо больше предполагаемого. Не исключаю, что новая реформа может обернуться тем же, и первоначально установленный небольшой налог окажется лишь верхушкой айсберга».

Именно попытку взять самозанятых «на карандаш» с последующим усиливающимся контролем за ними и усматривают в предложенном эксперименте подавляющее число граждан.

Конечно, соглашаться или нет — решение сугубо добровольное. С другой стороны, все так или иначе движется к легализации. Та же выпечка тортов для расширения рынка сбыта требует документов на продукцию, услуги по маникюру — сертификации мастера, а сопровождение ребенка няней, к примеру, в семейном отпуске потребует визового оформления по всем правилам.

Как ни крути, а налоги — это та цена, которую мы платим за цивилизованное общество. Но, когда на пути к осознанному гражданскому шагу встают препоны в виде несовершенной работы государственных институтов (вспомним ту же блокировку счетов самозанятых), невольно подумаешь: а стоит ли торопиться?

 

Монолог Кирилла — крик души

 

Житель Москвы, Кирилл К-ов, рассказал нашему изданию о несовершенствах новшества, которые испытал на собственном опыте.

— Официально заявив о своем статусе, я столкнулся с рядом минусов, — говорит Кирилл, загибая пальцы. — Первый неприятно поразил при обращении в МФЦ за загранпаспортом. Заполняю анкету и пишу, что в последние три месяца мой статус — самозанятый. Увидев это, сотрудница МФЦ делает мне замечание, мол, нет такого понятия, пишите — не работаю.

Я возмущенно отвечаю, что вообще-то я работаю и плачу все налоги. Но этот спор бесполезен, поскольку в регламенте МФЦ есть только плательщики 2НДфЛ и индивидуальные предприниматели (ИП). А самозанятые, получается, тунеядцы?

Нам говорили: «Вы — профессионалы, так работайте легально!». А теперь выяснилось, что в госорганах я — никто. Не принимают в госорганах от самозанятых и справку о заработной плате — во многих из них она считается как бы не действительной. Ну, о блокировке счетов говорить не буду — об этом много пишут. Остановлюсь лучше на технических недочетах. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно только через мобильное приложение на смартфоне. Я сделал все по инструкции (хотя программа не раз давала сбой), идентифицировался в системе и подал документы на свой первый доход в 60 тысяч рублей. По идее мне сразу должны были начислить 2400 рублей (из расчета 4% с граждан, работающих с физлицами. — Ред.). Но этого не было сделано.

Проработав месяц, я вновь заявил о доходе в 60 тысяч. И снова тишина. Когда же обратился в налоговую, мне объяснили, что раньше трех месяцев начисления ждать не стоит — на такой алгоритм настроена система. Но мне крайне неудобно платить сразу 7200 рублей, гораздо легче сделать это в рассрочку, сердится наш собеседник.

 

Мнение таксиста

 

Вот что рассказал «МН» таксист Ярослав Щербинин, который с вводом новшества зарегистрировался в качестве самозанятого и стал платить в налоговую все необходимые отчисления.

— Пока работать в статусе самозанятого невыгодно водителю, — говорит Ярослав. — Судите сами: я плачу ежемесячно около 5–6 тысяч рублей в качестве НПД — то есть в год около 70 тысяч рублей. Причем не с дохода, а с оборота, то есть со всех денег, полученных от пассажиров. А ведь мне нужно платить еще за бензин, за аренду авто, процент агрегатору — все это съедает 60–80% оборота, и чистого дохода остается 20–30%. Благо, НДС мы не платим. Из плюсов отмечу удобную систему платежей, быстроту расчетов. Если рассматривать данную ситуацию как временную, в качестве переходной системы к легализации, то это нормальное явление. Оставлять же все как есть, без корректировок, которые выясняются в процессе практики, нельзя.

 

Эксперимент провалился?

 

Итак, вывод из нашего опроса напрашивается сам собой: запуская эксперимент, ФНС основательно к нему не подготовилась. И получила то, что получила.

Теперь произведем нехитрый подсчет, для чего воспользуемся методикой наших коллег из сетевого издания Lentachel.ru.

Население России составляет 146 миллионов человек, 38 миллионов из них, по данным правительства России, являются самозанятыми. Если учесть, что в четырех выше названных регионах, где проходит эксперимент, проживает 25 миллионов человек, нетрудно подсчитать, что мелким бизнесом там занимаются около 6,5 миллионов человек. Из них, как уже было сказано, зарегистрировались самозанятыми только 40 тысяч… Можете подсчитать сами, какую мизерную долю они составляют — даже до одного процента не дотягивают.

Очевидно, что громкое обращение федеральных властей к самозанятым выходить из тени, мягко говоря, не сработал. Оставаться невидимыми для государства все же лучше, чем жить под его колпаком. Тем более, не сбалансированным.

 

Алена ЛИ

 

Цифры и факты

 

По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), каждый десятый трудоспособный гражданин России не имеет постоянной работы и относит себя к категории самозанятых. При этом 94% опрошенных, работая на себя, не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и, соответственно, не платят налоги.

 

А как у них?

 

В США работающие на себя граждане платят так называемый Self-employment tax (дословно «налог на самозанятость»), составляющий 15,3% от прибыли. Второй крупный налог на самозанятых — федеральный подоходный налог. Его ставки прогрессивные и зависят от размера прибыли. Самая низкая ставка составляет 10%, высокая — 39,6%. Таким образом, налоги на самозанятость в США намного больше, чем в России. Тем не менее доля таких граждан постоянно растет.

 

NB!

 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ. В Москве и ряде других мегаполисов некоторые предприятия стали переводить своих сотрудников на самозанятость, что позволяет им существенно экономить на налогах и сборах — только 3–6% вместо 43%, если брать в расчет все выплаты.

Похожие статьи

Send this to a friend