Печальная одиссея Боинга-убийцы

Неужели должны были погибнуть сотни людей, чтобы американские самолеты поставили, наконец, на прикол?

 

Печальная одиссея Боинга-убийцыНапомним, очередная катастрофа с Boeing 737 MAX 8 случилась в Эфиопии 10 марта. Уже на следующий день несколько стран объявили о прекращении полетов самолетов этой серии (разработки американской корпорации «Боинг». — Ред.), еще несколько закрыли свое небо. Затем процесс принял характер обвала. Счет странам пошел на десятки, за трое суток уже более 40 авиакомпаний — из почти 60 — отказались от них.

 

Словно власти боялись, что граждане спросят: а почему вы не запретили? Вряд ли следующая трагедия заставила бы себя долго ждать… Свою роль сыграло и то обстоятельство, что среди погибших авиапассажиров оказались граждане 35 стран.

Но почему этим самолетам «новейшей серии», «четвертого поколения», «значительно экономящим топливо», «самым продаваемым», как сообщается в рекламных проспектах, не закрыли небо еще в прошлом году? Когда в октябре рухнул на землю один из них в Индонезии?

Достаточно быстро выяснились подробности той авиакатастрофы. В любой момент машина может уйти в пике, приборы вдруг или начинают врать, или вовсе перестают работать, или исполняют команды, которые никто им не давал. А летчики при этом не могут отключить автоматику и взять управление на себя. И таких потенциальных самолетов-убийц в эксплуатации по всему миру — 387. При этом заключены договоры на покупку еще более 5 тысяч лайнеров этого типа…

Однако 189 оборванных жизней показалось кому-то мало. И через четыре месяца должны были погибнуть еще 157 человек, теперь в Эфиопии, чтобы мир содрогнулся. Причем производитель продолжает настаивать: самолеты пригодны для полетов. Концерн Boeing официально сообщил, что не направлял своим клиентам рекомендации о приостановке эксплуатации машины. Деньги, доходы, прибыли в своем кармане дороже чужих жизней?!

Президент Дональд Трамп 13 марта вынужден был своей властью запретить полеты этих самолетов в США.

А ведь все эти люди могли остаться в живых! Вот оно, самое страшное: это были уже второй и третий случаи с самолетами этой модификации и за короткий срок (в 2017 году они попали на рынок).

Просто о первом, когда пилотам удалось каким-то чудом отключить автоматику и спасти лайнер и людей, все дружно промолчали. О нем и сейчас продолжают упорно не вспоминать. Ждали, когда погибнут сотни? Дождались.

Что касается России, то наша страна держалась дольше многих, ничего не предпринимала. Минтранс посылал депеши с вопросами в «Росавиацию», а там чиновники просто молчали. Единственное, что сделали, — послали запрос в Федеральную авиационную администрацию США, мол, что там у вас?

Ну, да, а что мы еще хотим от правительства? У нас «всего-то» два таких лайнера бороздят воздушное пространство — на них выполняют рейсы из Новосибирска в Москву и Читу (не сравнить, например, с Китаем, у которого 96 таких Boeing). Сама авиакомпания S7 все-таки приняла решение и поставила их на прикол. Но.

Но до конца года она должна получить еще 11 штук. Но еще 14 заказали «Уральские авиалинии». Но «Победа» планировала покупку 30. Но Utair уже этим летом ждет одну машину… И эксперты поясняют: отказы могут слишком дорого стоить им.

И возникает естественный вопрос: а почему Россия вообще летает на чужих самолетах? А наши-то где?

Перенесемся в 20-е годы. Страна в разрухе после революции и Гражданской войны. Но правительство молодой советской республики начинает развивать гражданские авиаперевозки. В марте 1923 года был создан «Добролет». Первые 15 самолетов купили в Германии, а уже в конце того же года их собирают по концессионному соглашению на Филевском заводе в Москве. И потом очень быстро начали делать только свои! В 1938 году «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира. И удерживал почетное лидерство до 1991 года, до развала Советского Союза.

А что сделали за три десятка лет власти «новой России», кроме того, что разрушили отечественный авиапром? Да и нынешние чиновники только планы и умеют составлять, и те — никудышные. Сначала составили госпрограмму «Развитие авиапромышленности» на 2012–2025 годы, потом на 2013–2025. Во всех вариантах чиновники признали «деградацию» в авиапромышленности, «несоответствие мировым стандартам» и объявили, что к 2025 году Россия станет… мировым лидером. С долей российских самолетов на мировом рынке в 3,1 процента.Как было сказано тогдашним президентом Дмитрием Медведевым: «Конечно, нужно думать о своих, но, если они не способны «раскрутиться», нужно покупать технику за рубежом». (Теперь он, правда, любит больше про «импортозамещение» поговорить).

И что мы имели потом? Попытка Минпромторга в 2016 году запретить беспошлинный ввоз в страну самолетов старше 8 лет вызвала неудовольствие у вице-премьера Аркадия Дворковича. Желание менеджмента «Аэрофлота» избавиться от остатков своих самолетов и закупить Boeing и A350. Решение правительства разрешить авиакомпаниям нанимать иностранных летчиков — это вместо того, чтобы своих учить. Спасибо, Совет федерации вмешался… Инициативу депутатов Госдумы допустить на внутренние авиаперевозки иностранные компании — такого мир еще не знал. Россия и впрямь стала бы первой…

На начало 2016 года 72 процента магистральных самолетов в России уже были иностранными. А в 2017 году вице-премьер Дмитрий Рогозин пролил слезу:

— Находясь на игле иностранного авиапрома, мы тратим и платим в год за рубеж 470 миллиардов рублей. Это оскорбление для нации, оскорбление для авиационной державы.

И все осталось по-прежнему. Впрочем, нет, я не права, все стало еще хуже. А санкций не боитесь, господа? Нас и так уже обложили со всех сторон, как медведя в берлоге…

 

Ольга КИТОВА

политический обозреватель «НВ»

Похожие статьи

Send this to a friend