А борщ-то не настоящий!

Если на упаковке продукта прочтешь надпись «ГОСТ», не верь глазам своим.

 

А борщ-то не настоящий!Так, перефразируя знаменитое изречение Козьмы Пруткова, наш спецкор Виктория Безуглова советует поступать всем, кто отправляется в продовольственный магазин. Но прежде она попыталась выяснить, из каких продуктов мы готовим еду и чем грозит исчезновение у населения доверия к производителям продовольствия?

 

Недавно глава Роскачества Максим Протасов сообщил шокирующую новость: оказывается, треть продукции с нанесенной на ней маркировкой «ГОСТ», на самом деле, ГОСТу не соответствует. Иными словами, содержимое каждой третьей упаковки такого товара не отвечает требованиям национального стандарта. А это значит, что один из самых распространенных советов последнего времени — внимательно изучать этикетку товара — становится для покупателей неактуальным. Действительно, зачем изучать, если и там нас преследует обман?

 

Козьма был прав

 

Недавно я варила борщ. Делала все как обычно, а когда на финишной прямой попробовала его на вкус, то в первый момент даже удивилась: неужели разучилась готовить!?

Пригорюнившись, присела на кухне и стала прокручивать в голове историю создания этого борща.

Продукты покупала в ближайшем московском гипермаркете, и подвоха на первый взгляд не заметила. Да и что может быть особенного в картошке, свекле, капусте и прочих ингредиентах этого распространенного блюда!? Оказалось, особенности есть.

Картошка, самая обычная на вид, при варке дала мыльно-травяной вкус. На этикетке капусты значилось, что капуста белокочанная, хотя такое смелое утверждение еще в магазине вызвало у меня, жителя аграрной Ростовской области, улыбку. Уж в чем-чем, а в капусте я толк знаю, и даже на южном сезонном рынке очень внимательно выбираю сорта для засолки. Настоящая белокочанка — сочная, хрустящая, немного рыхлая, долго не хранится. А эта — камень в руках. При резке нож с ней не справлялся, я ее не крошила, а пилила с трудом, каждый жесткий лист в полсантиметра толщиной.

Свекла с морковью также показались несколько подозрительными на вкус. Но вершиной этого кулинарного недоразумения стала пригоревшая к сковородке томатная паста — видимо, от избытка крахмала.

Когда я пожаловалась соседке на свой борщ, она многозначительно ухмыльнулась: «Что, в сетевом магазине отоварилась? Приличные хозяйки такими продуктами семью не кормят».

Эти слова удивили: ведь таких «неприличных» хозяек в магазинах тысячи, они тележками вывозят оттуда продукты. Неужели нормальная еда стала такой роскошью, что ее можно найти только на фермерском рынке? И если раньше народ гонялся за деликатесами, то теперь с таким же накалом надо разыскивать в городе картошку и капусту? Или, в обход традиционной рекламе, прислушиваться к «сарафанному радио» приличных хозяек, чтобы лавировать между ценой и качеством?

 

Верить — не верить?

 

Если в овощ заглянуть и узнать его характеристики нельзя — во всяком случае, общественный запрос на эту услугу еще не сформировался, то узнать характеристики других товаров можно.

Всевозможные телевизионные передачи-страшилки о колбасе из сои, сыре с пальмовым маслом, тортах с маргарином сделали свое дело — теперь, по данным ВЦИОМ, 51% совершающих покупки россиян обращают внимание на состав продуктов, 83% — на срок годности, а 37% — на информацию о производителе. И только 7% отчаянно смелых (или равнодушных?) граждан не читают информацию на упаковке. И равнодушие этих граждан в определенной степени оправдывается, так как доверять написанному становится все сложнее.

Глава Роскачества Максим Протасов предоставил СМИ информацию о том, что на маркировке 40 процентов проверенных товаров было указано, что товар изготовлен по ГОСТу. Однако содержимое каждой третьей упаковки такого товара не соответствует национальным стандартам. К примеру, из продукции 30 брендов сыров семь были сделаны по «ГОСТу» «Российский сыр», но реально ни один из них ГОСТу не соответствовал. Отклонения от Госстандарта есть в крупах — 15% от числа протестированных, в рыбных консервах — 50% от проверенных образцов.

 

Как это делается?

 

Процесс обмана, который, по логике вещей, выявить просто, происходит с применением различных уловок.

К примеру, маркировку «ГОСТ» ставят заметно, но мелким шрифтом уточняют, что ГОСТ применялся не на продукцию, а на управление предприятием, процессы производства. Так что надо привыкать ходить в магазин не просто с очками, а с лупой — чтобы рассмотреть самые замаскированные надписи.

 

Производители копают себе яму

 

Если посмотреть на эту ситуацию в целом, а не только с точки зрения обманутого покупателя, в доверии которого к производителям пробита очередная брешь, то рынок продуктов может ожидать революция. Производители некачественных продуктов медленно, но верно копают себе яму.

Можно провести параллель с телевизионным вещанием и Интернетом — это ведь тоже продукты, только информационные. Когда люди стали массово терять доверие к телевизору, они ушли в Интернет и соцсети, а молодежь воспринимает «голубой экран» уже как бабушкино развлечение.

Возникает вопрос: а куда можно уйти от некачественной еды, кроме как с толстым кошельком на фермерский рынок, где каждая картофелина знает себе цену, а яблоки стоят столько, что их можно принять за молодильные?

Выход есть, и к нему уже прокладываются стежки-дорожки. Они разные, но отвечающие главному общественному запросу — быть честными. Это — и создание новых рамок контроля для производителей, которые хотят остаться на рынке. И продвигаемые мировыми научными центрами технологии «умного холодильника», возможности которого будут так широки, что искусственный интеллект сам будет выступать в роли покупателя и заказывать продукты не в магазине, а на специальных складах, либо напрямую у поставщиков. И кому тогда будут интересны все уловки рекламщиков и создателей хитро-обманных надписей на этикетках? Никому.

Царство потребления? Да хотя бы и так. И оно, это будущее, не так далеко, как кажется.

 

Виктория БЕЗУГЛОВА

Похожие статьи

Send this to a friend