В семье, но без урода

В семье, но без уродаВ мире полным ходом идет кампания против домашнего насилия. В России же об этой проблеме говорят меньше, чем в прежние годы.

Когда я впервые заметила, что коллега-журналистка в понедельник утром старается запудрить синяки, я, честно говоря, не поверила своим глазам. Мне, как и многим сверстницам, казалось, что жен бьют исключительно опустившиеся алкоголики и люмпены, но никак не уважаемые граждане, тем более занятые в благородной сфере воспитания молодого поколения.

Чуть позже психолог специнтерната для малолетних правонарушителей рассказала о подоплеке жутких преступлений, совершенных подростками: оказывается, все без исключения отцы, отчимы и другие мужчины в семье смертным боем били их или их матерей — именно эта атмосфера повседневного насилия, а не тлетворное влияние улицы были основой их трагедии. Она же поведала о том, что моя вполне благополучная сослуживица — отнюдь не исключение, просто жены партийных руководителей и других приличных людей реже обращаются в милицию, зато они чаще других спиваются или кончают с собой.

Спустя много лет, в начале 90-х, о проблеме жестокости в семье и, прежде всего, о насилии над женщинами, заговорили во весь голос. Обнаружились страшные факты: каждый год, по данным МВД, около 14 тысяч женщин гибнет от рук мужей и других близких! Оказалось, что почти 70 % женщин сталкивались в своей жизни с проблемой насилия, что половина жестоких убийств совершаются опять же в семье, и огромное число женщин-заключенных отбывают наказания за убийство своих мучителей.

О проблеме насилия в семье стали снимать фильмы, говорить на митингах, на страницах газет и журналов, в аудиториях вузов и в государственных учреждениях. В больших и малых городах страны открывались кризисные и консультационные центры психологической помощи, а депутаты приступили даже к разработке закона, призванного наладить механизм предотвращения насилия и жестокости в семье.

Казалось бы, еще чуть-чуть, и будет решена одна из наиболее мрачных проблем российской реальности. Но ожидавшийся закон так и не был принят, практически прекратили свое существование и все инициативы на местах, а женщин как били раньше, так продолжают бить и сейчас.

Об этом недавно напомнили участники обсуждения, организованного ООН и СЖР в Москве. В ходе дискуссии депутат Салия Мурзабаева поддержала предложение экспертов и общественности внести в ГД и обсудить новый, современный уже вариант закона о предотвращении жестокости, который, надо надеяться, будет наконец принят. Ведь насилие не может быть нормой жизни в 21 веке.

Тем временем Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратился с призывом активнее бороться с «пандемией насилия», от которого погибают и страдают миллионы женшщин планеты. Во многих странах мира проходят массовые акции и обсуждения проблемы, красочные шоу и политические дискуссии. В России же эта кампания прозвучала скромнее, чем даже в бывших республиках Союза. Видимо, на фоне громких коррупционных скандалов последнего времени избитые жены и сломанные судьбы выглядят слишком уж рутинно…

 

Надежда АЖГИХИНА

Похожие статьи