Открытый урок

Открытый урокЕго продемонстрировал экс-министру обороны Сердюкову Девятый арбитражный аппеляционный суд Москвы, отменивший приказ бывшего главы военного ведомства о приватизации трех общежитий вместе с проживавшими в них людьми.

Три этих четырехэтажных здания из красного кирпича выросли у околицы солнечногорского села Чашниково в 80-е годы и служили казармами для солдат строительной воинской части 54080. Но в 1992 году Минобороны решило это подразделение расформировать, а казармы — реконструировать и благоустроить под жилье со всеми удобствами для семей гражданского персонала, офицеров и прапорщиков. Квартплату установили низкую, всем по карману. И начали люди жить-поживать, да добра наживать, если бы не одно «но».

Преображенные казармы командиру в/ч следовало бы сразу же перевести в разряд «Жилые помещения», зарегистрировать в БТИ, оформить землю под ними. Однако военачальник почему-то не поторопился сделать это. А в августе 1998 года все же решил, в соответствии с постановлением правительства РФ № 1131, как говорится, избавиться от непрофильного актива. Создали военные совместную с муниципалами комиссию, приняли, как требовал закон, решение: передать дома в собственность Химкинского района. Но его глава отказался от щедрого дара «ввиду отсутствия средств на содержание данных объектов». Видно, не удосужился изучить правительственный документ, ибо в нем черным по белому написано: «Финансирование переданных в ведение местных органов исполнительной власти объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации». Не из казны Химок!

В итоге — правообладателем трех домов стало Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление Московского региона Минобороны РФ. В мае 2009-го министр издал приказ № 431 об условиях его приватизации. Подлежащими разгосударствлению поименовал и те три общежития. И они, будучи, по сути, муниципальными, перешли на праве частной собственности ОАО «Строительное управление Московского региона». Таким образом, были грубо нарушены права, законные интересы и городского округа Химки, и граждан, проживающих в домах.

Семьи военных жили и не ведали, что надвигается на них черная туча. Гром нежданно-негаданно раздался зимой 2010-го, когда ОАО «СУ МР» начало навязывать людям договоры аренды жилья, установив новую квартплату — за «однушку» по 15 тысяч рублей в месяц, за «двушку» — по 18. Это кроме оплаты за электроэнергию и коммунальные услуги. В общем, выходила кругленькая сумма — до 25 тысяч (вместо прежних трех-четырех). Явно неподъемная для семей со скромными доходами.

— Мы обомлели. Вселились по ордеру, живем в квартире почти двадцать лет — и вдруг стали чужими?! — вспоминает, утирая слезы, одна из жительниц «домов преткновения».

— Дома втихомолку приватизировали, вместе с людьми, — отважилась рассказать «как всё было» пенсионерка Людмила Ивановна Скобелина. — Будто нас и не существует на белом свете. Когда мы узнали, что за родные квартиры надо платить в четыре-пять раз больше, чем раньше, начались стихийные митинги, собрания у подъездов. Владимир Тахаутдинов — замначальника 319-й КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть, коммерческий филиал ОАО. — Ю. М.), пришел, начал размахивать шашкой: «Чего расшумелись? Вы здесь никто! Стоимость аренды квартир устанавливаем мы, и никто, кроме нас! Не нравится — чемодан, вокзал… ».

Многие из жильцов отказались заключать кабальные договора, и КЭЧ подала в суд иски об их выселении.

Сход граждан решил направить коллективные жалобы, подписанные многими десятками «никто», президенту, губернатору, главе Химок. Поток заявлений обрушился и на городскую прокуратуру. Проверить их вызвалась помощник городского прокурора Евгения Белоусова, внимательный и дотошный человек. Она обошла многие квартиры, убедилась, что это вполне жилые и комфортные помещения, побудила жильцов разыскать ордера на квартиры (архив бывшего ФГУПа как в воду канул), сама нашла немало документов, подтверждающих, что дома поселка — его жилой фонд, а, значит, должны были быть переданы городу Химки, а не в частную собственность.

Материалы проверки, проведенной Евгенией Белоусовой, были переданы в прокуратуру Московской области. Заместитель прокурора Михаил Можаев направил заявление в Арбитражный суд города Москвы. Просил признать недействительным приказ министра обороны № 431 о приватизации трех общежитий, исключить их из передаточного акта от 25.05.2009 г. К заявлению облпрокуратуры были приложены характеристики указанных зданий как соответствующие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, которые установлены ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым.

Казалось бы, все ясно, как божий день. Однако суд в удовлетворении заявления заместителя прокурора области отказал: спорные здания, дескать, «имеют статус нежилых помещений». Учел формальную, а не фактическую сторону дела. И тогда Михаил Можаев обжаловал явно несправедливый вердикт в Девятом арбитражном апелляционном суде, который решение суда первой инстанции отменил. Он признал недействительным приказ Министра обороны РФ № 431 «в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех зданий вблизи села Чашниково» и исключил их из передаточного акта.

Минобороны и ОАО «СУ МР» обратились с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный апелляционный суд Московского округа. Недавно он огласил свое решение: предыдущее постановление коллег из Девятого апелляционного суда оставить в силе, жалобу Минобороны и ОАО «СУ МР» — без удовлетворения.

Вот такая удивительная история имела место в подмосковном селе Чашниково. Удивительная потому, что случаются, слава Богу, праздники и на нашей улице — улице с односторонним движением. А значит — можно жить и надеяться на то, что не все еще прогнило в нашем Отечестве.

 

Юрий МАХРИН

спецкор «НВ»

Московская область

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend