Береги деньги смолоду

Береги деньги смолодуШвейцарцы решили учить детей считать капитал уже в детском саду.

И дело здесь не в том, что швейцарские банкиры готовят свою смену с пеленок, а в том, что молодые швейцарцы погрязли в долгах.

Как утверждает статистика, каждый третий житель Швейцарии в возрасте от 18 до 25 лет имеет финансовые проблемы, т.е. задолженность в несколько тысяч франков. Есть, правда, и рекордсмены. Так, одна молодая особа двадцати двух лет озадачила родителей новостью, что ее долг (незаметно для девушки), достиг полмиллиона швейцарских франков.

К этому остается добавить, что 80 процентов швейцарцев, которые сегодня не могут расплатиться по кредитам, влезли в долги к банкам, когда им было меньше 25 лет.

Швейцарские банки давно работают с молодежной клиентурой. Молодой швейцарец может открыть счет без ведома родителей, как только ему исполнится пятнадцать лет. Но и этого банкирам показалось мало, и они принялись обрабатывать подростков, которым едва исполнилось двенадцать лет.

Согласившись стать вкладчиком банка, несовершеннолетние получали в подарок бесплатную банковскую карточку и 40 швейцарских франков (43 доллара) на свой счет.

Идея такого щедрого подарка заключается в том, что подросток, получив 40 виртуальных франков, в отличие от наличных карманных денег, редко когда может точно рассчитать свои траты. И обязательно превысит «подарочный» лимит. А дальше, как говорится, пошло-поехало. Вернув потраченное сверх лимита и проценты, ребенок вряд ли избежит соблазна воспользоваться карточкой еще раз. Ведь карточка кредитная, желанную вещь или игру можно получить прямо сейчас, а деньги отдавать потом. Чем не искушение! Столь откровенная охота за малолетними клиентами и стремительно увеличивающееся число молодых людей, погрязших в банковских долгах, и стали причиной того, что в Швейцарии решили обучать детей финансовой грамоте чуть ли не с пеленок.

— Национальная компания Pro Juventute должна дать основы финансовой грамотности для самых маленьких. Мы хотим обучить детей обращению с деньгами еще в детском саду, с пятилетнего возраста, — говорит управляющий директор программы Стефан Оитекер.

Официальный старт программы Pro Juventute стартовал с того, что была представлена красочная книга, где рассказывается история маленькой девочки, которая отправилась в магазин игрушек с героями популярных мультфильмов. Понятны искушения маленькой любительницы шопинга в мире игрушечного изобилия.

Книжка доступным языком не только учит детей считать свои деньги, но и объясняет, как разумно совмещать человеческие желания с финансовыми возможностями.

Новая программа нашла широкую поддержку у швейцарцев. Так, по словам главы Ассоциации по защите прав потребителей Швейцарии Жозе Вильпена, давление, оказываемое рекламой на детей, подростков и молодых людей крайне велико. И это вполне объяснимо, если учесть, что молодые швейцарцы тратят почти полмиллиарда франков в год на потребительские товары. Обладая такой солидной суммой «карманных денег», швейцарские подростки стали целевой группой не только для фирм, которые выпускают мобильные телефоны, джинсы, музыкальные диски и спортивные товары, но и для швейцарских банков.

Кстати, нужно отметить, что директор программы Pro Juventute Стефан Оитикер не раз подчеркивал, что эта образовательная программа не ставит целью лишить молодых швейцарцев всех развлечений и веселого досуга. Она всего лишь должна приучить их к мысли, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

 

Сергей ПАНКРАТОВ

ЦЮРИХ

Похожие статьи