Юнги Соловков

Юнги СоловковЮнги СоловковСоловецкой школе юнг, о которой Валентин Пикуль рассказал в книге «Мальчики с бантиками», 1 сентября исполняется семьдесят лет. Накануне юбилея с его первыми выпускниками и нынешними курсантами встретился корреспондент «НВ».

Начну с того, что автор упомянутой книги и сам учился в этой школе. Не случайно Валентин Савич так детально и ярко описывает в своих мемуарах службу и быт юных моряков, приехавших «на краешек земли» учиться военно-морскому делу.

Эта школа была открыта на островах Соловецкого архипелага 1 сентября 1942 года приказом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова. В целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ, — говорилось в том приказе, — укомплектовать школу юношами, комсомольцами и некомсомольцами , в возрасте 15-16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами через комсомольские организации в районах по согласованию с ЦК ВЛКСМ.

Под Архангельском, на острове Бревенник, шло комплектование будущих юнг. Сотни мальчишек Московской, Кировской, Свердловской, Горьковской, Ярославской, Куйбышевской, Саратовской и других областей прибывали сюда, чтобы получить флотские специальности рулевого, сигнальщика, моториста, радиста, боцмана, электрика, комендора, акустика. Некоторые ребята приехали из партизанских отрядов оккупированной Смоленской области. Они уже успели побывать в схватках с врагом и даже получить боевые награды.

Завершив комплектование, командование на одном из построений обратилось к мальчишкам: «Кто не желает учиться – выйти из строя!». Не вышел ни один из них.

За первые три года СШЮ подготовила более 4 000 специалистов, которые воевали на всех флотах и флотилиях ВМФ СССР. Тогда никто из курсантов СШЮ и думать не мог, что учится рядом с известными (в будущем, конечно) людьми – такими, как талантливый писатель, автор исторических романов Валентин Пикуль, знаменитый бас Борис Штоколов или Герои Советского Союза Вадим Коробов и Владимир Моисеенко…

Всего в СШЮ было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), а общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. В войне погиб каждый четвертый.

Некоторых из тех мальчишек, самым младшим из которых уже за восемьдесят, мне посчастливилось увидеть недавно на торжествах, прошедших на Соловках. Они приехали в Архангельскую область из многих регионов России и ближнего зарубежья, чтобы вновь соприкоснуться со своей юностью.

Юнги с поседевшими головами по-военному выстроились по ранжиру. А рядом с ними место в строю заняли воспитанники летней Соловецкой школы юнг, которая работает здесь уже пятый год.

Ребята не отходили от ветеранов ни на шаг. Вера Никерина из Костромского детского морского центра опекала юнгу первого набора Геннадия Григорьевича Вершинина. Германа Валерьяновича Евсеева из Казани чуть не на руках носили Андрюша Левачев и Алеша Саламатов.

Но даже они, похоже, забыли обо всем на свете, когда кто-то из спикеров торжества стал зачитывать телеграмму от вдовы соловецкого юнги Валентина Пикуля. «Ваша биография кажется неожиданной с самого начала, — говорилось в послании Антонины Ильиничны юнгам прошлых поколений. — Как много сделали вы для Победы, и как скудно отблагодарила вас наша литература. Она в большом долгу перед вами, теперь уже седыми ветеранами. Среди вас был и Валя Пикуль. В своей книге «Мальчики с бантиками» он писал: «Иной раз в мирной тишине квартиры я спрашивал себя: «Была ли юность? Или она приснилась, как сон?». И отвечал сам себе: «Была, конечно, была. И, по-моему, такая, как надо!..». Сейчас мне много лет, и мне уже давно не снятся гулкие корабельные сны. Но до сих пор я думаю о себе как о юнге. Это высокое и почетное звание дает мне право быть вечно молодым…».

Ну, а сами ветераны обращали свои слова в первую очередь к молодежи.

– Жизнь уходит. Мы не знаем, что будет в стране через несколько лет, какие в ней установятся порядки, какие новые законы и веяния появятся. Но мы надеемся, что вы пронесете и дальше наши традиции – быть честными и храбрыми патриотами Родины, – сказал юнга второго набора Борис Владимирович Давыдов.

Юнги первого набора — костромич Валентин Павлович Суриков и ярославец Василий Александрович Буфетов — обсуждали, что изменилось на Соловках за минувшие 70 лет. Оказалось, много. Так много, что 86-летний Василий Александрович грустно пошутил, что приехал попрощаться с Соловками. А Валентин Павлович, чтобы отогнать дурные мысли, стал вспоминать, как по прибытии на Соловки в 1942 году курсантов отправили в Савватьево (монастырский скит, находящийся от местного Кремля в 14 км). Здесь юнг встретили полуразрушенные церковь, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. Вскоре, правда, часть юнг передислоцировали в Кремль, и стало полегче.

– В 42-м на Соловках все по-другому было: почта была захудалая, военно-морская база. На церковных куполах, вместо крестов, торчали сваренные из арматуры звезды. Спали мы на кроватях в три-четыре яруса. И ни кино нам не показывали, ни танцев не устраивали… Да что там говорить, у нас вся жизнь была – сплошное кино!

 

Валерий ГРОМАК|

спецкор “НВ”|

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend