Фидель Кастро на севере

Фидель Кастро на севере Вчера легендарному Команданте острова Свободы исполнилось 86 лет.

Лидер Кубинской революции Фидель Кастро часто приезжал в Советский Союз. Энергичный бородатый кубинец, никогда не снимавший своей военно-полевой формы, гостил не только в Москве. Побывал Фидель и в заполярном Мурманске, где появился в сопровождении Анастаса Микояна, занимавшегося в тот период внешнеполитической деятельностью.

О том, как встречали Кастро в Заполярье, случайно узнала от своей давней хорошей знакомой петрозаводчанки Елены Акимовой-Алатало. У нее сохранилось письмо от отца (он служил в Мурманске военным связистом), в котором Александр Андреевич Акимов рассказывает о визите Фиделя Кастро и Микояна.

«…Фиделя Кастро вместе с Анастасом Ивановичем Микаяном я видел очень близко и много раз, пока они несколько дней были в Мурманске, — пишет Акимов-старший. — Когда подлетали к Мурманску, стоял густой туман, и по всем инструкциям, летчик не имел права рисковать и садиться «с закрытыми глазами». Все же каким-то чудом ТУ сел.

Когда окончились первые поцелуи при встрече, из самолета вышел командир корабля и, отрапортовав А.И.Микояну о благополучном перелете, сказал, что теперь, за нарушение летных правил посадки его могут снять с должности командира. Микоян в ответ расцеловал летчика.

Утром 27 апреля вся городская площадь была заполнена народом. Люди сидели крышах, висели на столбах, встречали кубинцев (Кастро был с несколькими соотечественниками) бурно. Некоторые – даже со слезами на глазах.

Кастро и его друзья были одеты в легонькие, шелковистые парусины, защитного цвета курточки, такие же брюки и ботинки с высокой шнуровкой. У всех распахнуты воротники, все очень загорелые, и все очень молоды.

Фидель Кастро и один его друг были с бородой, что означало их участие в первых революционных битвах.

Фидель Кастро на севере Фидель – высокого роста, но не выше меня. Глаза уставшие, но счастливые. Был очень скромен и всем понравился. Выдался на редкость солнечный день для Мурманска. Первый весенний теплый день.

Но для кубинцев он все же был холодным. Кастро так и сказал: «У вас страшно холодно, но нас согревают горячие сердца». Пионеры подарили гостям теплую одежду: меховые куртки и ушанки.

Кастро был очень прост в общении, смеялся, махал руками. Его друзей все время как-то оттесняли всякие репортеры, газетчики, генералы, работники главков. А они скромно предоставляли своему вождю удовлетворять восторг наших людей.

После встречи направились в рыбный порт, на рыбокомбинат. Кастро сфотографировался с огромным морским окунем. Он еле удержал его в руках.

Когда Кастро вышел из рыбокомбината, там тоже его ждал народ. На причале была куча бочек.

Люди сидели и стояли на них. Девушки стали просить сфотографироваться с ним. Кастро быстро вскочил на бочку, и всех сняли на память.

Океанский спасательный корабль «Стерегущий» должен был отвезти гостей на атомоход «Ленин». Атомоход стоял в Кольском заливе. Красивое было зрелище! С двух сторон скалы, еще покрытые снегом, в порту много судов, были и иностранные.

Наши корабли были расцвечены праздничными приветственными флагами. Капитан отрапортовал Кастро и Микояну, приказал отдать концы, дизеля заработали, и причал с народом быстро исчез.

Фидель Кастро на севере Кастро стоял на капитанском мостике. Он закрыл голову капюшоном и плотно застегнулся, так как недавно перенес болезнь легких.

Вскоре показалась громада атомохода «Ленин». Вся команда приветствовала Кастро и Микояна. Они осмотрели судно, пообедали, пообщались с моряками.

Потом уехали на дачу отдыхать. Там был еще снег, и Фидель играл в снежки, становился на лыжи. С лыжами у него, конечно, не получалось.

Вечером Кастро был в театре, смотрел выступления самодеятельности, а потом улетел в Москву.

Кстати, после отъезда Кастро и солнце померкло, стало пасмурно.

Вот и все об этом».

 

Прямая речь

Николай ЛЕОНОВ, автор первой в России политической биографии Фиделя Кастро:

«Мое самое главное впечатление от Кастро – он не такой, как все. Общаясь с ним, начинаешь верить в мифы о том, что раньше действительно рождались люди, наделенные чем–то божественным. Я далек от всякой мистики и суеверий, но у меня есть твердое убеждение в том, что Фидель на несколько этажей превосходит среднего нормального человека. Прежде всего, с точки зрения морально–волевых качеств, интеллекта и, конечно же, с точки зрения внутренней энергетики. У меня часто спрашивают: а что будет после Фиделя? Я отвечаю: „А что будет? Будет, как и прежде. Будут обычные земные люди со всеми нашими проблемами. Вот только такая личность действительно рождается раз в столетие“»

 

Подготовила Валентина АКУЛЕНКО|

Фото – из архива газеты «Мурманский вестник»

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend