На том все и держится…

На том все и держится… Как китаец, француз и русский друг другу жить помогали

На окраине города Иваново, в живописном месте у лесопарка, стоит Интернациональный детский дом. Построенный ивановцами при содействии Международной организации помощи борцам революции, он принимал со всего мира детей антифашистов, революционеров, борцов за независимость колоний. Но и сейчас он жив, а его обитатели — дети погибших в кавказских войнах и других внутренних конфликтах, детдом принимает и сирот из-за границы.

Уже сейчас во многих странах – Китае, Германии, Греции, не говоря о России, готовятся к 80-летнему юбилею этой славной обители, подарившей тепло и заботу многим детям, более чем из 80 стран земного шара! Один из них, выдающийся публицист Отто Лацис, написал однажды: «Интердом — часть российской славы, часть того, что позволяет говорить: мы живем в великой стране. Ибо истинное величие страны не в том, чтобы ее боялись, а в том, чтобы о ее людях говорили: вот на этих можно положиться в трудный час».

Об этом доме, о славной и непростой его истории напишут еще многие и много хорошего. Мне же хочется рассказать историю очень личную, тоже связанную с Интердомом.

Она началась для меня в голодные военные годы, когда мы, семейство из пяти человек, питались порой котлетами из картофельных очисток, жутким даже на вид «шукрутом» из зеленых листьев капусты, а нередко и вовсе сидели без крошки чего-либо съестного.

И вот однажды утром раздался стук в дверь. Мама открыла ее и обнаружила нечто совершенно невероятное. В дверной ручке торчал какой-то сверток. В нем оказались два куска хлеба – один черный, другой белый. Целое богатство! Поторопившись к окну, мама заметила двоих убегавших ребят и рассказала мне, что один из них — явно китаец, а другой — невысокий, черненький, с вьющимися волосами — тоже нерусской внешности.

На следующий день все повторилось, и я сам уже обнаружил, что эти двое ребят — из нашего класса: Паша Чэнь, в самом деле, китаец, и Эмиль Хахам, француз. Оба они жили в Интердоме, там и учились, но с восьмого класса продолжали образование уже вместе с нами, учениками ивановской средней школы № 22.

Мои однокашники оказались очень чуткими и совестливыми людьми. Они знали, что все ребята нашего класса ходят постоянно голодными, а в Интердоме все же вполне прилично кормили. И вот у них появилось некое чувство несправедливости, некой неправильности что ли, и они стали тайком подкармливать нас из своего казенного пайка. Надо сказать, что продолжалось это довольно долго!

Потом мы разъехались по разным институтам, а значит — и по городам. Я оказался в Ленинграде. Там встречались и постоянно общались с Эмилем. Паша в это время учился в Москве — сначала в Тимирязевке, потом в Московском энергетическом институте (перешел потому, что развивающейся его стране очень нужны были инженеры-энергетики). Меня судьба вела потом по многим городам и даже странам, и наши связи с Пашей как-то разорвались. Но вот совсем недавно меня нашел в Интернете одноклассник Станислав Смирнов, ныне доктор медицинских наук, профессор. У него оказался адрес Паши, с которым он долго переписывался. Я написал Паше письмо и передал его моему внуку, работающему сейчас в Посольстве РФ в Китае. И так совпало, что в это время в Пекин приехала группа нынешних воспитанников Интердома вместе с директором и преподавателями, состоялась трогательная их встреча с бывшими воспитанниками, живущими сейчас в Китае. Там Паша и получил от моего внука письмо с фотографией нашего класса, на которой узнать нас уже не так просто…

И вот мы уже беседуем с Пашей по Скайпу. Оба рады этой встрече до невозможности! Беседуем так, будто и не расставались. Мы по-прежнему друг для друга Паша и Саша, расспрашиваем, конечно, друг друга о жизни, и я узнаю, что Паша работал инженером-электриком на Северо-Востоке Китая, а теперь живет в Пекине, на пенсии, поскольку ему уже 84, но выглядит много моложе, стройный, в отличие от меня, у него и признаков животика нет, как и прежде, улыбчивый… Вот его добрую и открытую улыбку я бы, кажется, и на улице при встрече узнал! Русский язык помнит отлично, говорит без малейшего акцента. Тепло вспоминает Иваново, Интердом…Познакомил со своей очень обаятельной женой, педагогом (см. фото), и она теперь при любой встрече в Интернете подбегает к veb-камере, чтобы хотя бы помахать мне рукой. Я их сфотографировал, а они меня, и другими фотографиями обменялись…

Паша заботливо расспрашивает о здоровье, советует зарядкой заниматься, много ходить и мало есть…

Мне показалось важным рассказать об этой нашей чудесной встрече, потому что при такой вот дружбе людей, когда поверх рубежей, поверх изменчивых времен, через гигантские расстояния они сердечно протягивают друг другу руки и соединяют их в крепком пожатии, крепнет и дружба наций, народов, государств. На человеческих отношениях — не только президентов, но и студентов, ученых, военных, да и вообще граждан любых профессий — все ведь и держится…

 

Между прочим

В своем пятом номере журнал «Китай» опубликовал письмо, автор которого – бывший интердомовец — подробно описывает свои впечатления от встречи с группой посетивших Поднебесную нынешних воспитанников Интердома в сопровождении его директора Галины Ивановны Шевченко и двух преподавательниц – Светланы Владимировны и Наталии Борисовны, об их совместной поездке в Чунцин на торжества по случаю подписанного в октябре прошлого года соглашения о сотрудничестве между Интердомом РФ и Чунцинским университетом науки и искусства КНР. Вот лишь некоторые выдержки из воспоминаний автора письма:

«Естественно, были традиционные обеды, приемы, речи руководителей разных рангов, художественные выступления студентов, интересные экскурсии, но главное – мы постоянно чувствовали теплое человеческое отношение со стороны чунцинцев! И нашему удивлению не было предела, когда мы видели, какой заботой и почестями окружали нас и российских гостей преподаватели и студенты Чунцинского университета науки и искусства. Трудно забыть художественный вечер, устроенный в университете. Как только мы вошли в переполненный зрительный зал, нас тут же оглушил гром рукоплесканий и дружных приветствий…»

«…Наши юные интердомовцы, также удивленные таким радушным приемом, обратились к ректору университета г-ну Сун Цзэпину с вопросом: «А почему Вы так хорошо нас приняли?» На что ректор ответил: «В самые тяжелые для Китая годы, когда шла революция и борьба против японских оккупантов, Ивановский Интернациональный детский дом приютил большую группу детей китайских революционеров. Сегодня же, узнав об Ивановском Интердоме, о его трудностях, мы хотим установить с ним тесное сотрудничество, помочь ему в воспитании сирот и этим отблагодарить его».

«… Большая часть детей двух младших групп не знали своих родителей, и в те самые тяжелые для Китая годы сотрудники Интердома, простые советские люди, заменили нам родителей, дети из разных стран заменили нам братьев и сестер, а Интердом стал нам родным домом, где прошло наше трудное, но незабываемое детство».

«Вернувшись из Чунцина в Пекин, мы устроили нашим юным интердомовцам и их воспитателям проводы. Собралось более 30 человек. Нас уже не смущала разница в годах, хотя юные питомцы Интердома по возрасту годились нам во внуки. Под конец мы вместе сфотографировались, и прощались уже как старые друзья, с объятиями и поцелуями, надеясь на новую встречу в будущем году по случаю 80-летнего юбилея Интердома».

(Источник: журнал «Китай», №5 за 2012 г.)

 

Александр ВОЛКОВ|

доктор исторических наук

 

Похожие статьи

Оставьте коментарий

Send this to a friend